Особенности становления образа «Я» у старших дошкольников

Для становления образа «Я», важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками. Точность и объективность оценки и образа «Я» дошкольников растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта. В разных видах деятельности становление образа «Я» разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.
Важно отметить, что в регулировании поведения становлению образа «Я» принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления… Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия становление образа «Я» непрерывно развивается, корректируется, углубляется и дифференцируется» [8, c. 131].
К концу дошкольного возраста становление образа «Я» ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.
Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
Развитие самосознания находится в тесной связи с становлением познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т.е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции» [4, c. 56].
Таким образом, в качестве итога можно выделить два фактора становления образа «Я» старших дошкольников: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. Данный сдвиг в развитии образа «Я» имеет важную роль в психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и образа «Я».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ