Конфликт и герой в трагедии Шекспира "Гамлет" | Пример курсовой работы

Конфликт и герой в трагедии Шекспира “Гамлет”

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей драматического конфликта и героя, а также в непосредственном их анализе на примере «Гамлета» У.

Интересно, что, с одной стороны, в драме типичное доминирует над своеобразным – существует набор определенных «ролей», «масок», «типов», но с другой стороны, драма нацелена на изображение столкновения позиций, а не моментов эмоциональных всплесков, смены настроений. То есть позиция героя – это результат его самоопределения в конкретной ситуации, а не предопределенная ролью типичная реакция.
Примечательно и то, что речь героев в драматических произведениях является очень колоритной, наполненной сентенциями и афоризмами.
«Условны реплики “в сторону”, которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющие собой чисто сценический прием вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии нового времени)».
Таким образом, герой драматического произведения будто бы становится гиперболизированным выразителем определенного мировоззрения. Его речь приобретает сходство с речью художественно-лирической или ораторской, поэтому часто герой в драме изъясняется как искусный поэт и философ.
Речь героя принято разделять на два вида: диалог и монолог.
В свою очередь, диалог отвечает за развитие драматического действия, поскольку слова персонажей здесь равняются действиям. Элементом диалогической речи является реплика – ответ на слова собеседника, благодаря которому и формируется коммуникативное взаимодействием между персонажами.
А вот монологическая речь «не способствует продвижению действия, поскольку лишена коннотаций обратимости. Драматический монолог неоднороден по своей литературной форме: может передавать внутреннее состояние; иллюстрировать диалектику размышлений; передавать “поток сознания” персонажа».
И.М. Болотян выделяет четыре основных типа драматических героев соответствующих определенным типам конфликтов:
«Биографический» субъект, самоопределяющийся в собственной «эго-истории» – конфликт основывается на столкновении героя с самим собой как с Другим (прошлым, настоящим, будущим);
Социальный субъект, разоблачающий общество и саморазоблачающийся – конфликт заключается в борьбе героя против социальных Других;
Субъект, самоопределяющийся через культуру и связанные с ней мифы – конфликт заключается в противостоянии героя самому себе как культурному Другому и/или Другими как культурным артефактам и/или носителям чуждых ценностей.
Субъект, самоопределяющийся, прежде всего, как Человек (представитель рода человеческого) – конфликт базируется на столкновение героя с Другим как Чужим. Под Чужим обычно подразумевается Первоначало – Высший Разум, Бог и т.п..
Таким образом, вне зависимости от типа, к которому принадлежит герой драматического произведения, его речь можно разделить на монологическую и диалогическую. Так, посредством монолога раскрывается характер героя и его специфическое отношение к жизни, а с помощью диалога развивается драматическое действие.

Трагедия «Гамлет» английского драматурга У. Шекспира является одной из самых знаменитых и популярных драм во всем мире. Удивительно, но более чем за 400 лет исследователи так и не исчерпали научный интерес к данному шедевру мировой литературы.
Непосредственно наше исследование мы посвятили анализу особенностей конфликта и героя в «Гамлете» У. Шекспира. В ходе работы мы пришли к выводу, что в данном произведении внешний конфликт между Клавдием и Гамлетом выполняет не только сюжетообразующую функцию, но и является причиной внутреннего конфликта главного героя.
«Гамлет» в какой-то степени стал примером эволюции жанра классической трагедии мести, поскольку Шекспир впервые переместил внешний конфликт во внутренний мир героя.
В центре трагедии Гамлета оказывается несовпадение его представлений об идеальном мире с реально существующим, в котором действительность полностью противоречит жизненным приоритетам героя.
Таким образом, мы можем утверждать, что Гамлет это личность с живым умом и чуткой душой, стремящейся к установлению справедливости и гармонии в мире. Поэтому, когда перед ним открывается уродливое лицо действительности он оказывается в замешательстве, не знает как правильно ему поступить и это незнание беспрестанно терзает его.
Интересно, что внутренний конфликт впоследствии расширяется до конфликта мирового масштаба, основывающегося на противостоянии сил добра и зла. А вот в контексте культуры эпохи Ренессанса трагедия Гамлета предстает в виде символической гибели возрожденческого индивидуализма.
В процессе настоящего исследования выявлено такие перспективные аспекты изучения темы, как сопоставление конфликтов и героев трагедии «Гамлет» с другими драматическими произведениями У. Шекспира.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей драматического конфликта и героя, а также в непосредственном их анализе на примере «Гамлета» У.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!