Особенности мотивации поведения подростков.

Важнейшая проблема деятельности – управление задачами деятельности. Цель может быть четкой и ясной, что усиливает мотивацию. Она должна быть строго разграниченной по объему. Кроме этого, цель имеет разную силу побуждения в зависимости от того, как велик объем намеченной деятельности. Если он слишком большой, то деятельность снова принимается развертываться так, как если бы не было цели, т.е. для подростков побудительная сила цели обратно пропорциональна объему неинтересной работы.
Рассмотрим роль отметки и оценки в мотивации подростка. Большое место в мотивации подростка занимает оценка. Прямая связь между знаниями и оценкой устанавливается лишь немногими. Не всегда дети понимают смысл как количественного показателя отметки, но большинство детей стараются работать на отметку [17].
В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.
Отметка выражает и оценку знаний подростка, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим подросток может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов.
Подростки уделяют большое внимание отметке. Особенно важным является сформировать правильное отношение к оценке. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности [18].
Н.Г. Морозова так характеризует возможности подростка: «В подростковом возрасте большое значение имеет познавательный компонент» [19].
Девиантным поведением принято называть поведение, которое никак не отвечает общепризнанным меркам и ролям. В.Н. Мясищев считает, что научные работники выбирают в качестве точки отсчета («нормы») используют экспектации (ожидания) соответственного действия, а иные – аттитюды (образцы, примеры) поведения [10].
Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка.
Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий. Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого – развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ