особенности консультирования неполных семей

Цели и задачи

Цель исследования - изучение особенностей консультирования неполных семей по вопросам воспитания.

Введение и актуальность


В результате таких согласованных и взаимных усилий и взрослые, и дети должны прийти к пониманию того, что распад (или «смерть») прежней семейной структуры означает также и рождение новой семьи. При этом, в новой семье необходимо пересмотреть прежние правила, учесть возникновение, возможно, новых паттернов взаимодействия, которые способствуют преодолению кризисного состояния, а также началу развития новых семейных стратегий.
К одному из наиболее эффективных методов работы с неполной семьей в рамках социальной службы, испытывающей различные психологические, социальные и другие трудности, относят метод семейной терапии. Так, под семейной терапией понимают комплекс психологических методов, технологий и приемов, которые направлены на психологическую коррекцию члена семьи, при помощи данной семьи, на оптимизацию взаимоотношений в семье [21].
Основным показанием к применению семейной терапии является ситуация, при которой неполная семья не может справиться с выполнением своих основных функций.
Психологическая работа с неполной семьей должна начинаться с диагностики. Обследование неполной при этом семьи должно содержать в себе получение картины относительно сильных и слабых сторон данной семьи, областях наиболее эффективного ее функционирования и дисфункциональных областях, а также определение происхождения рассматриваемой проблемы. При выявлении дисфункциональных областей применяется наблюдение за паттернами при взаимодействии членов семьи между собой, помимо этого, используется наблюдение за взаимодействием данной семьи с внешним миром.
При семейной социальной терапии выделаются 4 основных этапа:
Присоединение психолога, либо социального работника к неполной семье.
Диагностика семьи. Постановка целей.
Работа по реконструкции семейных взаимоотношений.
Завершение процесса семейной социальной терапии [3, с. 47].
Рассмотрим данные этапы. Задачей специалиста на первом этапе является его объединение с семьей. Основная технология, используемая на данном этапе семейной терапии, - это положительное эмоциональное подкрепление попытки данной семьи обратиться за помощью. Применяя прием подражания, специалисту необходимо вступить в общение с данной семьей на том же языке, который свойственен и понятен членам данной неполной семьи. На нескольких первых консультациях специалисту не следует делать вывод о мотивации поведения участников, а также пользоваться оценочными суждениями в силу того, что это, не только блокирует личностный рост членов данной семьи, но и усиливает механизм индивидуальной и групповой психологической защиты.
Второй этап характеризуется задачей специалиста, согласно которой необходимо выявить правила и систему убеждений для данной семьи, при помощью которых в дальнейшем можно будет регулировать семейные отношения. Для того, чтобы семейная терапия была особенно успешной, важно получить согласие в формулировании, а также достижении цели между всеми членами семьи и специалистом. Именно поэтому на данном этапе работы первоочередным можно назвать совместное формулирование психологического запроса, а также перевод манипулятивного запроса семьи на уровень осознавания основных проблем в неполной семье. В данный момент важно переводить психологическую работу из плоскости восприятия прошлого в плоскость, которую можно охарактеризовать как «здесь и сейчас».
Также на этом этапе специалист исследует цели, поставленные каждым членом данной семьи, которые они хотят достичь в ходе терапии. При этом формулирование целей каждого из членов семьи должно приводить к формулированию целей всей семьи как единого психологического организма.
Основные диагностические методики, применяемые на данном этапе, представлены в приложении 1.
Еще одной важной задачей на этом этапе для специалиста является определение дисфункциональных шаблонов в поведении данной семьи, а также анализ существующих правил, семейных убеждений, которые, так или иначе, мешают оптимальным взаимоотношениям. При этом, критерием оценки того, что данная неполная семья все-таки готова работать над своими неосознаваемыми проблемами, служит та доверительность и свобода, с которой члены этой семьи рассказывают о себе, какие именно они приводят факты [3, с. 50].
Именно поэтому на следующем, третьем этапе (реконструкции семейных отношений) специалистом создается ситуация фрустрации путем присоединения к разным семейным подсистемам с целью инициировать процесс перехода семьи на иной, гораздо более сложный уровень их функционирования. Содержание семейной терапии в данном случае – это, главным образом, анализ взаимодействия всех членов данной семьи в ситуации «здесь и сейчас». Так, терапевтические действия, которые основаны на принципе «действие предшествует пониманию», ведут к новому опыту, к новым переживаниям, а также к пониманию необходимости изменений.
На данном этапе используют такие приемы, как: рассаживание членов данной семьи по-другому, разъединение членов семьи с последующим объединением в новые коалиции, положительное подкрепление участников, относящихся к одним подсистемам и при этом блокировка других.
Структурирование и актуализация полученного материала реализуется с помощью таких техник, как:
разыгрывание ролевых ситуаций;
построение семейной скульптуры;
рисование семейного рисунка;
различные видеотехники;
переформулирование проблемы (рефрейминг) [3, с. 52].
Особенно эффективным также является метод «домашних заданий», которые можно разделить на три основных вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель таких заданий состоит в:
изменении поведения всех членов семьи;
придании дополнительного стимула для построения отношений между членами данной семьи и социальным работником;
изучении реакций членов семьи в процессе выполнения ими заданий;
осуществлении социальным работником необходимой поддержки членов семьи, потому что во время выполнения заданий специалист незримо присутствует среди них [3, с. 53].
Четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.

Заключение и вывод

Проблема исследования особенностей консультирования неполных семей по вопросам воспитания была обозначена как актуальная для изучения. Для неполной семьи, в которой воспитывается ребенок, наиболее важным является адаптационная функция, способствующая безболезненному приспособлению всем членам семьи к новым ролям.
Однако, в силу того, что далеко не каждая семья обращается за профессиональной помощью к специалистам по вопросам взаимодействия и воспитания в неполной семье, хотя это особенно важно как на первоначальных этапах распада семьи, так и на протяжении определенного времени, для каждой семьи такой период индивидуален.
Целью исследования было изучение особенностей консультирования неполных семей по вопросам воспитания. Данная цель была достигнута с помощью решения задач исследования.
Охарактеризовано понятие «неполная семья» и особенности работы с ней. Так, выявлено, что при работе с неполными семьями, специалист определяет характер семейных проблем, с которыми обращается член семьи, их сложность, остроту или запущенность, и при этом подбирает различные формы, методы и технологии социальной и психологической работы при оказании помощи каждой конкретной неполной семье.
Определено, что основным показанием к применению семейной терапии является ситуация, при которой неполная семья не может справиться с выполнением своих основных функций.
Описаны особенности полоролевой социализации ребенка в неполной семье. Выявлено, что важнейшим критерием в полоролевой идентификации и социализации является семья ребенка, а именно принятые в семье отношения и роли отца и матери. Усваивая данные роли, ребенок формирует образ Я, который практически неизменен в течение всей жизни. Поэтому, если происходит какое-либо нарушение реализации ролей с неполной семье, такая ситуация влияет в той или иной степени на социализацию ребенка.
Рассмотрены особенности воспитания детей в неполной семье.
Определено, что гармоничная полная семья предоставляет наилучшие возможности для воспитания детей. Ведь в таких семьях гораздо легче усваивается опыт нравственного поведения, а также первичного социального общения. В том случае, если в семье царит доброжелательность, уважение и любовь, и для всех членов семьи характерна взаимопомощь, то ценные качества личности будут сформированы без особых затруднений. Иначе возникают различные проблемы в формировании личностных качеств ребенка, в его поведении, в особенностях его взаимодействия с социумом.
Проанализированы основные проблемы воспитания подростков в неполных семьях.
Так, одной из наиболее частых проблем в воспитании, с которой сталкивается неполная семья – это проблемы во взаимодействии родителя с подростком, в том числе, если речь идет о девиантном поведении подростка.
Описана и проанализирована структура реализации консультативного процесса для неполных семей с девиантными подростками.
Психолог-консультант выполняет в данном случае особую роль, заключающуюся в:
гармонизации отношений подростка с родителями,
гармонизации отношений подростка с социумом,
работе с подростком по коррекции девиантного поведения.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что для консультирования неполных семей по вопросам воспитания девиантных подростков необходимо учитывать их особенности и использовать определенный алгоритм психологического консультирования, подтверждена.
Это связано с тем, что исключив хотя бы один пункт из указанного алгоритма работ с неполной семьей по вопросам воспитания подростка с девиантным поведением, результат консультирования и психологической помощи в целом будет либо неэффективен, либо непродолжителен.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ