Особенности и проблемы реализации бюджетной политики государства в российских условиях

Когда макроэкономика находится в стадии кризиса (депрессии), то органами власти может быть принята стимулирующая бюджетная политика, так как функциональные направления содержат поддержание рыночного равновесия. Для того чтобы достичь представленной цели, бюджетная политика реализуется под влиянием роста государственных закупок, трансфертных платежей либо сокращения налогового бремени на предприятиях. Конечным результатом стимулирующей бюджетной политики становится наращивание объёмов производства, что способствует повышению спроса и соответственно ВВП.
При оживлении страновой экономики бюджетная политика начинает содержать сдерживающие факторы в её активном развитии. Причинами такого решения могут стать избыточное кредитование социума, инвестирование бюджетных средств в развитие макроэкономики, что может стимулировать рост инфляционных процессов. В таком случае сдерживающая бюджетная политика подразумевает снижение государственных расходов и повышение налоговых ставок.
Согласно второму подходу бюджетная политика классифицируется ещё на 2 типа: дискреционную и автоматическую, что зависит от характера принятых изменений в её реализацию.
Дискреционная бюджетная политика реализуется в случае изменения нескольких показателей государственного функционирования:
1. Объём государственных закупок;
2. Размер налоговых ставок;
3. Значения межбюджетных трансфертов.
Автоматическая бюджетная политика представляет собой совокупность стабилизаторов российской финансовой системы, в числе которых могут оказаться косвенные налоги, ставка НДФЛ, социальные пособия. При этом размеры социальных трансфертных выплат автоматически меняются при реализации конкретного сценария экономического развития страны.
Из рассмотрения особенностей каждого типа государственной бюджетной политики можно увидеть, что ключевыми инструментами её реализации выступают государственные закупки (расходы), трансферты и ставки по налогам.
Государственные закупки предполагают тот факт, что потребителем оказанных услуг или проданных товаров будут правительственные органы. К перечню государственных закупок можно отнести следующие: строительство объектов инфраструктуры, учреждений государственного значения, закупки внешнеторгового характера, для поддержания военно-оборонного комплекса, сельского хозяйства. Иными словами, государственные закупки могут предназначаться для собственного потребления либо для рыночного регулирования.
Трансфертные платежи – это государственные выплаты, преимущественно социальной направленности. Их роль заключается в перераспределении налоговых и неналоговых доходов в сторону общества через пенсии, пособия в системе социального страхования и обеспечения.
Налоги – это одно из направлений формирования государственного (консолидированного) бюджета через отчисления граждан и предприятий с целью осуществления в полном объёме функций государства.
Таким образом, в зависимости от текущего макроэкономического состояния и по характеру изменений бюджетную политику можно классифицировать по нескольким типам, чему соответствуют современные теоретические подходы: стимулирующая и сдерживающая; дискреционная и автоматическая. Особенности их реализации в государстве предполагают использование трёх ключевых инструментов: государственных закупок, налогов и трансфертных платежей, способствующих в определённом случае стимулированию экономики, её стабилизации, а в другом случае – сдерживанию, на что влияет текущее прохождение стадии экономического цикла.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ