Административно-правовой статус федеральных служб

Существование федеральных служб не предписано в нормативно-правовых актах. Это означает, что не существует нормативного документа, который определяет именно конкретно правовой статус этого звена исполнительной власти. Как мы писали выше, правовое положение федеральных служб закрепляется в Указе Президента. При этом существуют и положения о федеральных службах, действующих в той или иной сфере.
В рамках своей деятельности, федеральные службы могут подчиняться:
1. непосредственно главе государства, например, Федеральная служба Государственной безопасности (ФСБ) или Служба Внешней Разведки СВР).
2. непосредственно Правительству Российской Федерации, к примеру, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная налоговая служба (ФНС), Роспотребнадзор.
К числу наиболее важных функций федеральных служб можно отнести:
— к профильным относят государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц, а также другими государственными органами, ОМСУ.
— реализация специальных функций в области обороны, безопасности и правопорядка в государстве;
— оказание государственных услуг. Изначально считали, что безвозмездные услуги могут оказывать на общих основаниях, а возмездные услуги – как исключение (Указ президента № 314), потом произошло реформирование и чёткая грань между возмездными и безвозмездными услугами не проводится. В связи с этим с учётом широкого подхода к категории государственных услуг (все действия по заявкам частных лиц)
По факту все фед6еральные службы, так или иначе, предоставляют государственные услуги, к их числу можно отнести, например, регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соответственно Федеральной налоговой службой, Федеральная миграционная служба осуществляет регистрацию граждан по месту жительства.
К числу непрофильных функций традиционно относят издание нормативно-правовых актов. Такая деятельность должна быть определена в соответствующих подзаконных актах, например, Указах Президента или Постановлениях Правительства страны, если над службой нет соответствующего министерства, деятельность по управлению государственным имуществом.
Структура федеральной службы выглядит следующим образом:
1. Руководитель, который назначается Президентом или Правительством по представлению соответствующего министра. Возглавляет службу. Если служба не подчиняется министерству и не входит в состав Правительства, то ее руководитель является государственным служащим.
2. заместители руководителя имеют тоже функциональные и правовые основы деятельности, что и заместители министров;
3. Управления, которые включают в себя отделы.
Полномочия руководителя федеральной службы по своему содержанию совпадают с полномочиями министра.
В соответствии с Федеральным Конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации», статья 26 федеральные министры:
1. принимают участие с правом решающего голоса в заседаниях Правительства страны;
2. принимают участие в деятельности по подготовки разнообразных решений и распоряжений Правительства РФ, способствуют их исполнению;
3. принимают участие в выработки и реализации политики Правительства РФ;
4. имеют полномочия по управлению соответственно федеральными службами в РФ;
5. контролируют деятельность тех структурных подразделений, которые находятся в ведении федеральных служб.
В процессе реализации своей деятельности руководители соответствующих федеральных служб в своей деятельности подотчетны Правительству РФ и в соответствующих областях Президенту страны.
Заместители руководителя федеральных служб представляют руководителя по ряду вопросов, некоторые находятся в компетенции федеральной службы. Они организуют и координируют деятельность федеральной службы согласно действующему регламенту, распределением обязанностей между заместителями руководителя, поручениями руководителя.
Согласно особенностям распределения обязанностей заместители руководителя федеральных служб вправе по отдельным вопросам организации деятельности службы подписывать соответствующие приказы, другие виды нормативно-правовых актов, которые определены к изданию службой, а также на основании выданной руководителем федеральной службы доверенности подписывать от имени службы договоры, иные гражданско-правовые акты.
Для того, чтобы максимально эффективно осуществлялась деятельность федеральной службы создается так называемый приказ, определяющий уровень распределения обязанностей между соответствующими заместителями руководителя: Этот документ содержит
1. полномочия каждого заместителя руководителя службы;
2. структурные элементы организации, руководство которыми осуществляет заместитель руководителя;
3. схему временного исполнения обязанностей каждого из заместителей, а также самого руководителя на период отсутствия, например, время отпуска, пребывания на больничном или в отъезде.
Подводя итоги, мы можем говорить о том, что федеральный службы выступают одной из зон исполнительной власти в РФ. Они появились не слишком давно, но именно это представляется актуальным для последующего анализа. Существуют федеральные службы, непосредственно подчиненные в своей деятельности Правительству страны, а также главе государства. Во второй главе мы более подробно остановимся на тех федеральных службах, которые находятся в ведении органов федеральной власти и управления. Безусловно, рассмотреть и проанализировать все достаточно сложно, но очень важно представить структуру некоторых, для понимания тех принципов деятельности федеральных служб, которые определены нормативными актами РФ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ