Административно-правовой статус федеральных служб | Пример курсовой работы

Административно-правовой статус федеральных служб

Цель исследования – проанализировать особенности административно-правового статуса федеральных служб.

Существование федеральных служб не предписано в нормативно-правовых актах. Это означает, что не существует нормативного документа, который определяет именно конкретно правовой статус этого звена исполнительной власти. Как мы писали выше, правовое положение федеральных служб закрепляется в Указе Президента. При этом существуют и положения о федеральных службах, действующих в той или иной сфере.
В рамках своей деятельности, федеральные службы могут подчиняться:
1. непосредственно главе государства, например, Федеральная служба Государственной безопасности (ФСБ) или Служба Внешней Разведки СВР).
2. непосредственно Правительству Российской Федерации, к примеру, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная налоговая служба (ФНС), Роспотребнадзор.
К числу наиболее важных функций федеральных служб можно отнести:
– к профильным относят государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц, а также другими государственными органами, ОМСУ.
– реализация специальных функций в области обороны, безопасности и правопорядка в государстве;
– оказание государственных услуг. Изначально считали, что безвозмездные услуги могут оказывать на общих основаниях, а возмездные услуги – как исключение (Указ президента № 314), потом произошло реформирование и чёткая грань между возмездными и безвозмездными услугами не проводится. В связи с этим с учётом широкого подхода к категории государственных услуг (все действия по заявкам частных лиц)
По факту все фед6еральные службы, так или иначе, предоставляют государственные услуги, к их числу можно отнести, например, регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соответственно Федеральной налоговой службой, Федеральная миграционная служба осуществляет регистрацию граждан по месту жительства.
К числу непрофильных функций традиционно относят издание нормативно-правовых актов. Такая деятельность должна быть определена в соответствующих подзаконных актах, например, Указах Президента или Постановлениях Правительства страны, если над службой нет соответствующего министерства, деятельность по управлению государственным имуществом.
Структура федеральной службы выглядит следующим образом:
1. Руководитель, который назначается Президентом или Правительством по представлению соответствующего министра. Возглавляет службу. Если служба не подчиняется министерству и не входит в состав Правительства, то ее руководитель является государственным служащим.
2. заместители руководителя имеют тоже функциональные и правовые основы деятельности, что и заместители министров;
3. Управления, которые включают в себя отделы.
Полномочия руководителя федеральной службы по своему содержанию совпадают с полномочиями министра.
В соответствии с Федеральным Конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) “О Правительстве Российской Федерации”, статья 26 федеральные министры:
1. принимают участие с правом решающего голоса в заседаниях Правительства страны;
2. принимают участие в деятельности по подготовки разнообразных решений и распоряжений Правительства РФ, способствуют их исполнению;
3. принимают участие в выработки и реализации политики Правительства РФ;
4. имеют полномочия по управлению соответственно федеральными службами в РФ;
5. контролируют деятельность тех структурных подразделений, которые находятся в ведении федеральных служб.
В процессе реализации своей деятельности руководители соответствующих федеральных служб в своей деятельности подотчетны Правительству РФ и в соответствующих областях Президенту страны.
Заместители руководителя федеральных служб представляют руководителя по ряду вопросов, некоторые находятся в компетенции федеральной службы. Они организуют и координируют деятельность федеральной службы согласно действующему регламенту, распределением обязанностей между заместителями руководителя, поручениями руководителя.
Согласно особенностям распределения обязанностей заместители руководителя федеральных служб вправе по отдельным вопросам организации деятельности службы подписывать соответствующие приказы, другие виды нормативно-правовых актов, которые определены к изданию службой, а также на основании выданной руководителем федеральной службы доверенности подписывать от имени службы договоры, иные гражданско-правовые акты.
Для того, чтобы максимально эффективно осуществлялась деятельность федеральной службы создается так называемый приказ, определяющий уровень распределения обязанностей между соответствующими заместителями руководителя: Этот документ содержит
1. полномочия каждого заместителя руководителя службы;
2. структурные элементы организации, руководство которыми осуществляет заместитель руководителя;
3. схему временного исполнения обязанностей каждого из заместителей, а также самого руководителя на период отсутствия, например, время отпуска, пребывания на больничном или в отъезде.
Подводя итоги, мы можем говорить о том, что федеральный службы выступают одной из зон исполнительной власти в РФ. Они появились не слишком давно, но именно это представляется актуальным для последующего анализа. Существуют федеральные службы, непосредственно подчиненные в своей деятельности Правительству страны, а также главе государства. Во второй главе мы более подробно остановимся на тех федеральных службах, которые находятся в ведении органов федеральной власти и управления. Безусловно, рассмотреть и проанализировать все достаточно сложно, но очень важно представить структуру некоторых, для понимания тех принципов деятельности федеральных служб, которые определены нормативными актами РФ.
Исполнительная власть представляет собой одну из равноправных ветвей власти и управления в стране – вместе с законодательной и судебной. Такое распределение ветвей власти закреплено в основном законе государства – Конституции РФ.
Заметим, что исполнительная ветвь власти непосредственно связана с управлением наиболее важными сферами жизнедеятельности государства. Она занята упорядочиванием тех сфер, которые в обязательном порядке должны быть включены в государственную политику. К ним относят здравоохранение, образование, занятость населения, социальное обеспечение, защиту прав и интересов пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, обеспечена налоговой и таможенной политики, другое.
В Российской Федерации на настоящий момент действует трехзвенная система исполнительной власти. В нее включены Федеральные Министерства, Агентства и Службы. В действующем законодательстве определен функциональный набор каждого звена, тем не менее, в литературных источниках содержится не так много информации.
Заметим, что среди Федеральных служб существуют те, что непосредственно подчинены в своей деятельности Президенту России, например, Федеральная служба безопасности и те, что непосредственно находятся под руководством Правительства страны. К ним мы можем отнести Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, Федеральную миграционную службу Российской Федерации.
Все эти службы во многом охватывают спектр жизненных ситуаций, которые могут стать частью жизни как физических, так и юридических лиц. По этой причине, анализ их практической деятельности представляется достаточно актуальным.
Чаще всего Федеральные службы возглавляют руководители, которые по своей компетенции и служебному положению сходны с министрами. Заместители руководителей по своим полномочиям совпадают с заместителями министров.
Многие из Федеральных служб имеют централизованное управление, то есть существует федеральный орган, непосредственно осуществляющий общее руководство, а также территориальные органы, которые работают с населением и организациями.
К такой системе можно отнести Федеральную налоговую службу. Это наиважнейший орган, так как именно в его ведении находится контроль за исполнением гражданами и организациями обязанности по уплате налогов.
В подчинении Президента России находятся федеральные службы, которые можно считать стратегическими, например, Федеральная служба безопасности, занятая контрразведывательной деятельностью, а также безопасностью государственного строя.
Подводя итоги, мы можем сказать, что федеральные службы своей деятельностью охватывают весьма большой спектр вопросов, их административно-правовой статус закреплен в Конституции, федеральных законах и соответствующих подзаконных актах Президента и Правительства. Заметим, что спектр нормативно-правовых актов достаточно велик, так как зона деятельности каждой службы должна быть определена полностью.
Резюмируя все вышеозначенное, можно говорить о том, что исследования в данной области можно продолжить, например, в таких направлениях как значение федеральных служб для сохранения суверенитета страны, значение федеральных служб в ежедневной жизни физических и юридических лиц, контролирующие и надзорные функции федеральных служб, особенности предоставления государственных услуг гражданам и организациям федеральными службами.
Цель исследования – проанализировать особенности административно-правового статуса федеральных служб.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!