«Особенности художественного мира произведений А.Беляева: историографический аспект»

Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Наиболее чёткую формулировку ему дали братья Стругацкие: «Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом — введением элемента необычайного».
Своей завидной популярностью фантастика обязана притягательной силе необыкновенного и смелому полету мечты. Набирающую популярность фантастику со временем стали разделять на научную и развлекательную, в которой фантастический антураж использовался для освежения старых сюжетов.
Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Мир будущего часто описывался, как правило, в виде утопии. Поздне́е развитие техники стало рассматриваться в негативном свете, что привело к появлению антиутопии. А в 1980-е годы начал набирать популярность поджанр научной фантастики – киберпанк.
Известный американский писатель Айзек Азимов о научной фантастике: «…единственный род литературы, основанный на строго научной мысли. …Научная фантастика исследует возможные последствия в науке и потенциальные изменения, которые могут быть вызваны обществом».
Но вернёмся к истокам. Основоположниками научной фантастики можно смело назвать Жюля Верна и Герберта Уэллса. Их произведения остаются интересными, актуальными и востребованными и в наше время.
Романом Верна, гениального французского прозаика и драматурга, творившего в XIX веке, «Пять недель на воздушном шаре» (1862) ознаменовано рождение нового литературного жанра – популярного романа о науке и географических открытиях: от него оставался один шаг до научной фантастики в её современной форме. И этот шаг Жюль Верн сделал в следующем своём романе «Путешествие к центру Земли» (1864) – в этой работе увлекательные приключения тщательно «организованы» последними научными данными.
Герберт Уэллс, выдающийся английский прозаик, драматург и социальный мыслитель, сделал решающий шаг от научной фантастики, как литературы популяризаторской, в основе которой лежит чудесное изобретение и открытие, к литературе философской, пронизанной духом социальных изменений и исследующей их влияние на личность и общество. В своих романах Уэллс пророчески предвосхитил XX век, показав двойственный облик технического прогресса и колоссальные социальные потрясения, которые не замедлили произойти на самом деле, тем самым подтвердив правильность предвидения писателя.
Научно-фантастические произведения являются формой художественного осмысления современного и возможных миров, которые строятся с учётом воздействия закономерностей развития науки и техники на человека, общество и природу.
В одном из своих интервью Иван Антонович Ефремов заметил: «Фантастика должна быть «умной». То есть интеллектуальной и эрудированной. При всей кажущейся заманчивой простоте – фантазируй, что в голову взбредет! …Научная фантастика должна строго соотноситься с научными данными, предпосылками, гипотезами. Иначе так легко скатиться на наезженную «чтивую» дорогу, рассчитанную на обывательский уровень. Вспомним притчу о Платоне. Гуляя со своими учениками, древний философ встретил Гетеру. «Вот ты учишь их всю жизнь, — со смехом сказала она, — а я только улыбнусь и скажу твоим ученикам несколько слов — и они пойдут за мной». – «Так оно и будет, — грустно ответил Платон. — Ведь твоя дорога ведёт вниз, я же предлагаю им взбираться на гору».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ