Культура и мифология архаической греции

Несмотря на то, что греческие храмы посвящались богам, их общественный смысл не менялся. Боги, в представлении греков, были подобны людям. Помимо богов, храмы могли посвящаться обожествленным после смерти героям. При этом «храм, посвященный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток, храмы, посвящавшиеся обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых».
Зачастую храмы устанавливались на вершинах холмов и посвящались божеству, считавшемуся покровителем полиса. Искусствовед Н.А.Дмитриева следующим образом характеризует древнегреческую храмовую архитектуру: «эти торжественные жилища богов имеют своим прообразом человеческое жилище, так называемый мегарон,— простая балочно-стоечная конструкция с входным портиком и двускатной кровлей. Взятая за основу, она обогащается и технически, и эстетически при строительстве храмов: скромный портик из двух или нескольких столбов разрастается в колоннаду, окружающую храм, складывается тип храма-периптера («периптер» означает «оперенный» — здание в оперении из колонн). Четко расчленяются основные элементы его конструкции: постамент, колонны, антаблемент, то есть несущие и несомые части. Образуемая ими композиция называется ордером».
В эпоху архаики сложились два основных ордера: дорический и ионический. Стоит отметить, что для греков колонна ассоциировалась с фигурой человека. Дорический ордер «воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости». Дорическая колонна отличалась массивностью. Ее капитель была лишена внешних украшений. Колонны покрывались каннелюрами – продольными желобками, напоминающими драпировку греческих одежд.
Среди дорических сооружений архаического периода следует выделить храм Посейдона в Пестуме и Аполлона в Коринфе. Храм Аполлона в Коринфе является одним из наиболее совершенных сооружений поздней архаики. Он несколько удлинен в плане: на фасадах установлено 6 колонн, а на длинных сторонах – 15. Как и во всех храмах дорического стиля, колонны выглядят довольно тяжеловесными и стоят достаточно близко друг к другу. Тем не менее, уже в этом храме на первый план «выступает ясность и гармоничность пропорций, общая монументальная строгость и сила архитектурных форм», которые в дальнейшем станут отличительной чертой дорической архитектуры классической эпохи.
Следует отметить, что архаические храмы были довольно ярко раскрашены. Как правило, использовались красный и синий цвета. По словам Ю.Д. Колпинского, «раскраска повышала ощущение праздничности облика архитектуры и, кроме того, особенно в дорическом ордере, подчеркивала архитектонику его частей».
Колонны ионического ордера отличались легкостью и стройностью, они сравнивались с женской фигурой и могли заменяться статуями кариатид (несущие) – девушек, несущих на своих головах крышу портика. Капитель ионической колонны имеет характерные изгибы, напоминающие бараний рог (волюты).
Наибольшую известность среди ионических храмов, построенных в архаическую эпоху, получил храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из семи чудес света. Он был возведен во второй половине VI в. до н.э. Длина храма достигала более 100 метров. В отличие от большинства архаических храмов, он был не периптером, а диптером, т.е. его окружала двойная колоннада. По словам Ю.Д. Колпинского, «глубокий пронаос состоял из четырех рядов колонн, по две в каждом ряду. Колонны на западном и восточном фасадах опирались на барабаны, украшенные скульптурными рельефами». Греки восхищались величиной и великолепием храма Артемиды, «богатой игрой светотени и сложным ритмом сменяющихся рядов колонн». Однако ему недоставало той классической ясности, которая была присуща лучшим образцам дорической архитектуры.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ