Особенности формирования духовных потребностей у детей младшего школьного возраста

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение особенностей формирования духовных потребностей у детей младшего школьного возраста.

Введение и актуальность


Именно поэтому принципы обучения детей, к примеру, если речь идет о младшем школьном возрасте, будут значительно отличаться от принципов обучения детей - подростков. В методической науке очень важно учитывать характерные особенности определенного возраста, чтобы правильно, корректно разработать программу для обучения какому-либо предмету.
Младший школьный возраст – это «этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения» [7, с. 374].
Младший школьный возраст - это особенный период в развитии ребёнка. Высшие психические функции и становление личности происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), которая сменяет игровую, выступавшую ранее ведущей в дошкольном возрасте.
Когда ребенок включается в учебный процесс, начинается перестройка всех процессов психики и её функций. Учение как основная деятельность существенно меняет мотивы его поведения, открывает новые источники для развития познавательных и нравственных сил. Ребенок со временем начинает включаться в процесс труда.
Игра, которая все еще играет важную роль, уже теряет свою первичную роль для развития и становления личности. У детей в возрасте от 6 до 7 лет могут наблюдаться фазы кризиса, и это зависит от того, насколько полно был пройден дошкольный период детства, и насколько своевременно началось школьное обучение.
Многие дети психологически подготовлены к школе и радуются началу учебной жизни. Такая внутренняя позиция младшего школьника помогает ему быстро понять требования учителя, которые касаются правил поведения, норм отношений с товарищами, а также режима дня.
Большое количество детей адаптируется быстро, но, существуют и дети из так называемой «группы риска», которые испытывают трудности в школьном обучении. Когда ребенок приходит учиться в школу, наиболее важными для него будут следующие социальные мотивы: мотивы самосовершенствования (что означает быть развитым, культурным) и мотивы самоопределения (по окончанию школы продолжить учиться, а затем успешно работать).
Ребенок должен осознавать социальную значимость обучения. Перечисленные мотивы - это результаты влияния социума (детский сад, семья). В первые школьные дни подобная атмосфера задает положительное отношение детей к труду и помогает воссоздать благоприятные условия для обучения. Но младшие школьники чаще всего живут сегодняшним днем. Именно поэтому огромное значение имеет в учебном процессе то, насколько грамотно будут поставлены ближние и дальние цели.
Учитель должен сформировать ответственное отношение к обучению: оно заключается в умении младшего школьника осознанно подчинять свои действия актуальным, важным целям и задачам. Существуют также и собственно личные мотивы: к примеру, мотивы благополучия (когда ребенок хочет получить хорошую оценку любой ценой, заслужить похвалу).
Младшие школьники испытывают чувство гордости, невероятный всплеск сил, когда их педагог хвалит их. Учитель в начальной школе имеет огромное воспитательное воздействие. Это связано с тем, что педагог, с самого начала обучения в школе, является для детей явным авторитетом. Авторитет учителя – одна из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в начальной школе [27].
Учебная деятельность в младшей школе, в первую очередь, оказывает помощь в развитии психических процессов познания ребенком окружающего мира через восприятия, ощущения. Младшие школьники отличаются тем, что они наиболее остро и свежо видят этот мир, обладают некой созерцательной любознательностью.
Одна из типичных черт восприятия младшего школьника – это малая дифференцированность. Дети младшего школьного возраста могут ошибиться или не совсем точно дифференцировать похожие объекты при их восприятии. Еще одной особенностью восприятия учащихся данного возраста является его тесная связь с тем, что ребенок делает. На данном уровне психического развития восприятие коррелирует с действиями на практике. Если ребенок трогает предмет, берет в руки, делает с ним какие-то манипуляции, это значит, что так он его воспринимает.
Также, характерной является и ярко выраженная эмоциональность при восприятии у детей младшего школьного возраста. Некоторые особенности данного возраста касаются концентрации внимания у учащихся в начальной школе.
Главная особенность – слабость произвольного внимания. Младший школьник еще ограничен в своих возможностях, он не может полностью регулировать внимание и управлять им. Произвольное внимание ребенка в начальной школе требует близкой мотивации. Если ученикам старших классов уже удается поддерживать произвольное внимание даже при том условии, что есть только дальняя мотивация (они могут заставлять себя сосредотачиваться на скучной и трудной работе только ради результата, который ждет их в будущем), то младший школьник сможет заставить себя усердно поработать только в том случае, если у него есть близкая мотивация (он знает, что получит хорошую оценку, надеется заслужить похвалу учителя, стремится лучше всех выполнить какое-либо задание и т. д.)
Непроизвольное внимание у младших школьников развито намного лучше. Всё новое, необычное, яркое, особенное без усилий привлекает внимание учеников. Процесс обучения оказывает влияние и на возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте.
Роль смыслового запоминания растет, младший школьник уже может более сознательно управлять своей памятью и даже регулировать отдельные ее проявления. Так как в этом возрасте преобладает первая сигнальная система в деятельности, младшие школьники имеют более развитую наглядно-образную память, а не словесно-логическую.
Дети в таком возрасте лучше и быстрее запоминают и надолго сохраняют в памяти сведения, случаи, происшествия, лица, предметы, факты, но не абстрактные определения или описания. Младшие школьники запоминают механически, не осознавая при этом смысловые связи в данном им материале.
Таким образом, младший школьный возраст является переходным возрастом от детского сада к школе, к учебе, ответственности и саморазвитию. Основной критерий этого периода, это важность педагогического сопровождения ребенка в процессе его развития.

Заключение и вывод

Над проблемой формирования духовных потребностей младших школьников работали многие педагоги и психологи. Эта проблема актуальна и на сегодняшний день. Не всегда удается оградить младших школьников от отрицательного влияния негативных явлений действительности, от худших образцов поведения людей, не соответствующих нравственно-этическим нормам общества.
В результате анализа духовных потребностей младших школьников в педагогическом, методическом плане были рассмотрены сущность духовных потребностей младших школьников: формирование духовного и нравственного опыта.
На результат их формирования оказывают такие аспекты, как: развитие мыслительной деятельности; овладение навыками общения; способ работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
Оптимальные условия формирования духовных потребностей и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ