рассмотрение принципов административного права и проблем их реализации на практике

Цели и задачи

Цель работы: рассмотрение принципов административного права и проблем их реализации на практике.

Введение и актуальность


Несмотря на то, что в формулировках принципа чаще встречается термин "преступление", соблюдение его касается также и производства по административным правонарушениям. Правда, лишь по тем, которые имеют "уголовно-правовую природу" - обладают свойством общественной опасности и влекут суровое наказание (лишение или ограничение свободы, штраф в больших размерах и т.п.).
В современном толковании принцип не ограничивается правом не быть наказанным за правонарушение, а охватывает также и право не быть дважды судимым за одно и то же деяние. Если в отношении лица имеется вступившее в законную силу либо приведенное в исполнение решение суда, оно не должно повторно подвергаться преследованию по тому же обвинению. Если повторное преследование возбуждено, но не было доведено до конца либо состоялся оправдательный приговор, для оценки нарушения принципа имеет немаловажное значение тяжесть примененных к лицу мер обеспечения, наложенных ограничений в связи с таким преследованием.
Применение принципа не исключает осуждения по совокупности правонарушений. Однако если в инкриминируемых лицу составах правонарушений повторно учитывается один и тот же существенный признак, это является нарушением принципа. Существенный признак в данном случае - это обстоятельства совершенного деяния, образующие один из элементов юридического состава правонарушения или его часть, при исключении которых из описания события правонарушения его состав становится неполным, а также обстоятельства, учитываемые при определении меры наказания и являющиеся основанием для его смягчения или ужесточения.
Помимо общих принципов, характерных как для административного, так и иных отраслей права, существует немалое количество принципов, которые можно считать характерными только для административно-правовой отрасли. Среди подобных принципов, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы, определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в исключительных случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.
Рассмотрим еще одну классификацию принципов, разработанная Ю.Н. Стариловым, где он делит общие принципы на конституционные и организационно-функциональные. К первой группе отнесены принципы законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; единства системы государственной власти; разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; равенства граждан перед законом; гуманизма. Среди организационно-функциональных Ю.Н. Старилов выделяет принципы подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих; единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению; профессионализма и компетентности государственных служащих; гласности в осуществлении государственного управления; ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения), ответственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; обязательного учета научных основ организации государственного управления.
Помимо вышеизложенного, хотелось бы отметить, что в настоящее время под влиянием новых общественно-политических условий формируется и трансформируется новая система принципов административного права. Так, например, С.Д. Князев формулирует следующие принципы административного права: "социальная ориентация деятельности органов и должностных лиц публичной администрации; стабилизация управления и обеспечение эффективного общественного развития; судебный контроль за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти; детальная регуляция юридических процедур взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти и защиты прав человека от произвола администрации; разграничение политической и административной составляющей исполнительной власти и освобождение ее от диктата номенклатуры".
Применение новых вышеуказанных принципов на практике пока не осуществляется, однако постоянное развитие и трансформация административного права в целом и его принципов в частности позволят в будущем реализовывать и новые принципы на практике. Так, например, одна из форм реализации принципа судебного контроля за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти, представляется в форме проверки законности принимаемых органами исполнительной власти нормативных актов на их соответствие действующему законодательству РФ. В случае нарушения данного принципа можно было бы ввести не только порядок отмены любого акта исполнительной власти, противоречащего законодательству, но и выработать механизм реагирования на данное нарушение, заключающийся, например, в применения наказания к конкретному должностному лицу.
Анализ классификации принципов административного права показал, что единой общенаучной классификации принципов административного права на сегодняшний день нет. Все классификации – это лишь предложения отдельных авторов, например, Ю.Н. Старилова, которые пока не нашли свое закрепление в учебной литературе. Отсутствие законодательно закрепленной классификации - это вторая поставленная проблема, решение которой также возможно путем законодательной систематизации всех принципов в отдельном акте. Кроме того, формулировку и содержание принципов не рекомендуется рассматривать в качестве догмы (то есть выработанного положения, принимаемое истинным без требования доказательства), так как из любого правила есть свои исключения. Так и большинство принципов рассматриваемой отрасли имеют свои исключения. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Однако при анализе любых исключений из принципов, важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. По мнению автора настоящей работы, все исключения также должны быть законодательно урегулированы и закреплены, в противном случае это может повлечь утрату принципом своего первоначального значения.

Заключение и вывод

Таким образом, рассмотрев в данной разделе работе принципы административного права, можно сказать, что принцип данной отрасли – это его основополагающее начало, «фундамент», на котором строится вся сущность отрасли права. При этом суть проблемы принципов состоит в разграничении общих и индивидуальных принципов, характерных только для отрасли административного права. Решение данной проблемы по мнению автора настоящей работы видится в систематизации и закреплении принципов в отдельном законодательном акте. Так, например, в данном акте следовало бы изложить общие принципы и их суть в правоприменительной практике, а также индивидуальные принципы, применяемые к конкретным правоотношениям, регулируемым административным правом.
Что касается законодательного закрепления принципов рассматриваемой отрасли права, то вышеприведенный анализ показал, что данные принципы могут быть закреплены только законодательством федерального значения. То есть, помимо Конституции РФ и КоАП РФ, сюда можно включить федеральные законы, как например, указано выше ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.
Анализ классификации принципов административного права, можно сделать следующие выводы:
- единой общенаучной классификации принципов административного права на сегодняшний день нет. Все классификации – это лишь предложения отдельных авторов, например, Ю.Н. Старилова, которые пока не нашли свое закрепление в учебной литературе. Отсутствие законодательно закрепленной классификации - это вторая поставленная проблема, решение которой также возможно путем законодательной систематизации всех принципов в отдельном акте.;
- формулировку и содержание принципов не рекомендуется рассматривать в качестве догмы (то есть выработанного положения, принимаемое истинным без требования доказательства), так как из любого правила есть свои исключения. Так и большинство принципов рассматриваемой отрасли имеют свои исключения. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Однако при анализе любых исключений из принципов, важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. По мнению автора настоящей работы, все исключения также должны быть законодательно урегулированы и закреплены, в противном случае это может повлечь утрату принципом своего первоначального значения.
Рассмотрев основные принципы, закрепленные в КоАП РФ, а именно принцип законности, принцип равенства перед законом и принцип презумпции невиновности можно кратко подведем итог, относительном проблем их реализации.
Анализ принципа законности, регулируемого ст. 1.6. КоАП РФ показал, что данная статья ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ не в полной мере отражают содержание данного принципа в законодательстве об административных правонарушениях, что можно выделить как отдельную проблему, требующую решения.
При этом автором работы предложено решение проблемы, в виде добавления в ст. 1.6. КоАП п. 4 следующего содержания: «Лицо может быть привлечено к ответственности по основаниям, установленным Законами, при условии, что они отражены в настоящем Кодексе и вступили в силу в установленном законом порядке»
Изучение принципа равенства показало проблему назначения наказания, которое отличалось в разных субъектах РФ. Однако, данная проблема решена на законодательном уровне путем внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, позволяющих субъектам Российской Федерации осуществлять в установленных федеральным законом пределах правовое регулирование в части определения размеров административных штрафов за предусмотренные указанными законоположениями административные правонарушения. Внесение подобных изменений в КоАП РФ и дальнейшая их реализация на практике, позволят устранить противоречия при реализации принципа равенства.
И наконец, проблема принципа презумпции невиновности на практике сводится к тому, что именно лицо, чья вина устанавливается в процессе производства, должно доказать самостоятельно свою невиновность. И в настоящее время именно от доказательственной базы виновного лица во многом зависит исход дела. По мнению автора настоящей работы это представляется не совсем правильным, можно даже назвать нарушением принципа презумпции невиновности, однако является реалией судебной практики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ