Особенности фонетической стороны речи детей от 3 до 5 лет

Цели и задачи

Цель исследования состоит в изучении особенностей формирования фонетической стороны речи у детей 3-5 лет.

Введение и актуальность


Смычные при их образовании органы речи смыкаются и закрывают проход воздушной струе. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на взрывные, носовые, аффрикаты, имплозивные. При образовании взрывных согласных сначала происходит полная задержка воздушной струи повышение внутри ротового давления, а затем резкое размыкание органом речи прорыв воздушной струи в образовавшийся проход [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к']. Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески: воздух свободно протекает через ротовую полость, образуются согласные: [м], [м’], [н], [н’]. Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р], [р'].
Для следующей классификации основанием служит уровень шума. По степени его интенсивности согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [й] и шумные [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [т], [ф], [х], [ц], [ч'], [ш] и др.
Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных.
По участию голоса согласные делятся на две группы: шумные звуки (звонкие и глухие) – звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные звуки – звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок. Разница между сонорными и звонкими согласными в том, что у сонорных голос преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч'], [ш] и др. [46, 313]. По наличию и отсутствию голоса, т.е. по звонкости и глухости согласные образуют пары [б – п ], [в – ф ], [г – к ], [д – т ], [ж – ш ] [11].
Следующий признак различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум – твердое небо).
Палатализация, или мягкость, – это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться, могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных – это яркая особенность русской фонетики.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости.
Соотносительный ряд звонких и глухих согласных представлен 12 парами звуков. Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й] – вне парные звонкие, [х], [ц], [ч'] – вне парные глухие. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Например: роза – роса и роз – рос [рос – рос].
В зависимости от положения фонемы по отношению к другой фонеме, к ударению или к месту в слове различаются сильные и слабые позиции фонемы.
Фонемы являются строительным материалом для значимых единиц языка – морфем и слов. Это конституирующая функция фонем. Фонемы – кратчайшие линейные единицы языка [19].
Фонема представляет собой абстракцию фонетического яруса языка. В речи фонемам соответствуют звуки. Без знания языка, его фонемного состава и невозможно разделить звуковой поток на отрезки, соответствующие звукам. Все эти множества звуков являются отражением реализации фонем во всех морфемах русского языка.

Заключение и вывод

Формирование фонетической стороны речи - это трудный и сложный процесс, в ходе которого ребенок воспринимает обращенную к нему звучащую речь и управляет своими речевыми органами для ее воспроизведения. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Дошкольное образование сегодня стало рассматриваться как первая ступень непрерывного обучения. Чтобы обеспечить постепенный переход к следующей ступени – начальному образованию – воспитателям необходимо учесть все возможности, методы и приемы формирования фонетической стороны речи у детей.
Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает активно развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи. Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и, фраз.
Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам звуковой культуры речи, а именно: воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе, правильно произносить слова с точным употреблением в них ударения. Осознанные фонетические знания и умения составляют необходимую базу для обучения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ