Основные этапы становления муниципального управления в регионе РФ

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась подготовкой значительного числа проектов, посвященных административным преобразованиям. Муниципальное управление начинает развиваться как область теоретического знания, опосредуя два исследовательских направления: стремление обосновать «самостоятельность» местного управления, установить его функции в государстве и определить компетенцию; продвижение муниципального управления как института, объединяющего все слои населения определенной территории – крестьян, купцов, мещан, представителей научного сословия[18].
Реформы Александра II во второй половине XIX в. завершились созданием земств как самостоятельного института, освобожденного от административной власти государственных органов, в частности земства имели независимые от государственных источники финансирования собственной деятельности[18].
Административная реформа коснулась и городов. К числу городских муниципальных органов и должностных лиц были отнесены городские дума, управа и городской голова, соответственно. Учреждение названных институтов утвердило всесословность как важнейший принцип организации и осуществления местного управления. Иначе говоря, муниципальные органы больше не строились на сословном принципе, в основе их формирования утвердился территориальный принцип[18].
В период становления Советского государства сохранялись разнообразные формы территориального деления. В последующем основной единицей территориального деления стала область.
Муниципальная власть в пределах названной территории возглавлялась съездом Советов, в период между съездами муниципальное управление реализовывалось исполнительными комитетами[18].
Советы избирались, однако к выборам были допущены не все: избирательное право крестьян было ограничено по сравнению с рабочими, право торговцев, духовенство и другие категории граждан были лишены право выбирать представителей в местные органы власти. Комитеты выполняли исполнительно-распорядительные функции, фактически контролируя все стороны общественной жизни.
В последующем советы стали постоянно действующими органами. Право избирать представителей в местные советы стало всеобщим и равным. Со второй половины XX в. местные советы получили широкие полномочия по планированию хозяйственной деятельности, производства и распределению промышленного продукта[18].
Муниципальное управление современной России Перестроечные процессы оказали влияние и на местное управление, происходила перестройка на демократических началах и системы местных органов власти: советы преобразовывались в систему представительных и исполнительных муниципальных органов.
Сегодня муниципальные органы обладают самостоятельностью в решении местных вопросов, принимают на себя отдельные государственные полномочия[18].
Действующая система муниципального управления предполагает функционирование разнообразных демократических институтов – местного референдума, выборов, отзыва выборного должностного лица, депутата по результатам голосования, схода граждан и др[18].
Таким образом, важнейшим аспектом муниципального территориального управления является процесс целеполагания, который подразумевает разработку целей развития муниципального образование и их взаимоувязку с его особенностями и ресурсным потенциалом. Выработка целей стратегического развития муниципального образования является начальным этапом осуществления муниципального территориального управления, требующим формирования системы методов, обеспечивающих достижение этих целей. Одним из основных требований к стратегии развития муниципальной территории должно выступать ее осуществимость, поскольку достижение результата намного важнее самого процесса планирования.
2. Становление муниципального управления в Московской области
2.1. История управления в Московской области

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ