Основные этапы становления и развития аудита в России

С начала 2017 года аудиторская деятельность в России начала развиваться в совершенно новом направлении. Характерными чертами нового этапа выступили существенные изменения в условиях функционирования аудиторской деятельности. Существенные изменения непосредственно связаны с такими факторами, как полный переход на международные стандарты аудита (МСА), образование двух саморегулируемых аудиторских организаций вместо ранее существовавших пяти, а также усиление внешнего государственного регулирования аудиторской деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день в РФ существует закон характеризующий аудит и его цели, обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, требования к саморегулируемым организациям аудиторов и к их деятельности по лицензированию и контролю аудиторов. Тем не менее, в настоящее время система аудита находится в стадии становления и формирования как элемента финансово-экономической системы.
Главными отличиями российского аудита от зарубежного является разница в стандартах финансовой отчетности для организации: Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), что не только осложняет анализ оценку финансового состояния российских компаний для зарубежных инвесторов, но и не позволяет российским аудиторам обучаться и повышать квалификацию в других странах, например в том же Институте аудиторов Германии, так как знания полученные там будут совершенно не актуальны для российских компаний. Другое различие касается контроля качества деятельности аудиторских организаций: Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) и Международные стандарты аудита (МСА).
Следует отметить, что ФСАД были подготовлены опираясь на международные стандарты, но имеют своих характерные особенности, обусловленные особенностями российской экономической системы. К примеру, во ФСАД отсутствуют нормы об иерархической структуре аудиторской организации, очевидно потому что, ответственность и функции практически не распределены, что негативно сказывается на качестве аудита. Так же в МСА учитывается практическая часть проведения аудиторской проверки малыми организациями, а именно возможность применять менее формализованные способы записи (вручную или с помощью вопросников).
Также стоит сказать о различиях в регулирующих органах. Прежде всего, для зарубежных стран действуют вышеописанные нормативы МСФО, МСА, обязательные к исполнению. Контролирующие органы за их соблюдением варьируются в разных странах. Исторически сложились две системы регулирования: преимущественно саморегулирования деятельность профессиональными организациями в англоязычных странах (США, Великобритания, Канада) и строгий регламентируемый процесс централизованными органами, которые фактически исполняют государственный контроль, в странах Европы (Австрия, Германия, Франция, Испания, Италия). Аудит во втором случае регулируется и проводится по нормативно-правовым актам, принятым в правительственных структурах. Например, во Франции фундаментом системы учета и аудита служат Коммерческий кодекс и Национальный бухгалтерский кодекс, а основной регулирующей организацией является Палата бухгалтеров-экспертов, которая подчиняется министру экономики и финансов. Кроме этого существует еще Высший совет по аудиту при министре юстиции [17].
В США главную роль в системе регулирования играют две профессиональные негосударственные аудиторские организации: Американский Институт дипломированных присяжных бухгалтеров на федеральном уровне и Общества дипломированных общественных бухгалтеров на уровне отдельных штатов [17].
Очевидно, что в России преобладают принципы регулирования аудиторской деятельности англоговорящих стран. В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательства, содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением. При этом под субъектами предпринимательской деятельности понимаются зарегистрированные в установленном порядке лица, осуществляющие указанную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. При этом саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования на условиях участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности [17].
Саморегулирование как вид контроля определенно обладает перспективами и играет большую роль не только в процессе аудита, проверке достоверности работы аудиторских фирм, но и в развитии российского аудита. Саморегулируемые организации могут влиять на законодательство путем привлечения ее участников к созданию проектов законодательных актов. Члены аккредитованного профессионального аудиторского объединения — это компетентные работники, достигшие определенного уровня знаний в своей профессии, следовательно, знают глубину и необходимость принятия определенных законодательных актов, поправок в уже существующие, которые действительно актуальны на данный момент и могут помочь в решении назревших проблем аудиторской деятельности.
Становление рынка аудиторских услуг, накопление своего и заимствование зарубежного опыта, рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудита на базе саморегулирования. В этих условиях значительная роль профессиональных объединений аудиторов в части обеспечения качества аудита, ответственности аудиторов и защиты их интересов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ