Организация игровой деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках обр

Сегодня экологическое образование дошкольников — это важное направление дошкольной педагогики. Исследования Л.С. Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой показали, что в дошкольном возрасте, в детстве, складывается начальное ощущение окружающего мира, закладываются главные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ученые доказали, что оптимальной формой ознакомления дошкольников с природой являются игры и игровые обучающие ситуации [1].
Усвоение знаний о природе при помощи игр, вызывающих эмоциональный отклик, влияет на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Важна сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника [2].
Игра вместе с трудовой деятельностью и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В игровой деятельности дети учатся общению друг с другом, а также устанавливают со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют понастоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между ними становится более активным и полезным. Коллективная игра, а также просто игра, требует от ребенка привлечения всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игровая деятельность предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и во время самой игры. Обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность [3].
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Контроль поведения — подчинение правилам — складывается в игре, но непосредственно проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок и контроля. Образцом поведения в игре является образ другого человека, чье поведение копирует дошкольник [1].
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Игровая деятельность — основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте.
Основным компонентом игровой деятельности является сюжет игры, без него нет как таковой самой игры. Сюжет игры – это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми [18].
Игровая деятельность для детей данного возраста – это особый мир, в котором есть возможность реализации своих фантазий, предпочтений, желаний, интересов, проявления избирательности, творчества, самостоятельности, инициативности, свободы выбора. Игровая деятельность позволяет детям применить самые разные социальные роли, взаимоотношения (реальные и игровые), получить огромное количество положительных эмоций, радостных моментов, незабываемых впечатлений, а также изучить много интересной информации.
Играя, ребенок дошкольного возраста легче познает многоликий мир природы, учится общаться с растениями и животными. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются навыки и интеллектуальные волевые ребенка, его эстетические и нравственные чувства.
Особенности игровой деятельности были раскрыты в работах многих психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой). Основанием игровой деятельности выступает воображаемая (мнимая) ситуация, заключающаяся в том, чтобы ребенок мог на себя брать роль взрослого и в созданной им самим игровой обстановке выполнять действия.
Игровая деятельность – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, а также освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется огромная возможность решить множество проблем без перенапряжения, утомления, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения [16].
Проблемами формирования экологического сознания и ее отдельных компонентов у дошкольников занимались С.А. Карпеев, Е.В. Арефьева, В.Д. Милаш, А.А. Плешаков, Е.В. Орлов, Л.П. Салеева, Е.В. Яковлева, Л.А. Чистякова и др.
А.П. Усова указывала, что руководство игрой можно считать более трудным и сложным делом, чем, к примеру, обучение на занятиях, и такое руководство требует большого педагогического мастерства и глубоких знаний. Особое значение здесь приобретает косвенное, а не прямое поучение, способы организации деятельности и жизни детского сообщества, методы педагогического воздействия, для чего педагогу необходимо проникнуться его замыслами и настроениями, обогащая содержание деятельности детей и совершенствуя формы взаимоотношений между детьми в коллективе в соответствии с задачами обучения и воспитания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ