Общетекстовые выразительные эффекты и композиционные приемы их создания в публицистических текстах
Цели и задачи
Цель работы – выявить и описать примеры употребления средств выразительности и структурных особенностей публицистического текста.
Введение и актуальность
Более того, В.И. Максимова, выявляя инвариантные языковые черты русской публицистики, отмечает, что реализация языковой функции сообщения в целом не присуща текстам публицистического стиля, и «ее наличие может рассматриваться в качестве параметра, отграничивающего континнум текстов публицистического стиля от таких формализованных функциональных разновидностей языка, как интеллективный и официально-деловой стили, в которых она имеет преимущественную реализацию» [3, с. 20–22].
По мнению Г.Я Солганика, «публицистические тексты выдвигаются в настоящее время в центр стилистической системы литературного языка». Благодаря высокой проницаемости, открытости для разнородных влияний и доступности язык СМИ придает разнообразным языковым единицам ограниченного употребления статус всеобщности и литературности. Разнообразные лексические потоки – от сниженных до высоких – трансформируются в этом языке, сливаясь в единый стилистический континуум и различаясь лишь степенью экспрессивности, оценочности. В современной русской публицистике широко используется, кроме общественно-политической, научная лексика, экономическая; из-за усилившегося влияния религии активизируется религиозная лексика и т.д. [6, с. 21–24].
Предмет текстов публициста – «вся современная жизнь в ее величии и ничтожности, личное и общественное, реальное отражено в прессе, искусстве, документе» [5, с. 31]. Это предопределено функциями, которые выполняет публицистика:
1) информативная функция, в частности сообщение новостей в областях политики, науки, спорта и общественной жизни.
2) функция воздействия.
В связи со стремительным развитием СМИ вводится понятие «медиа» как посредника между обществом и государством. Публицистика активно развивается в интернет-пространстве, что не может не влиять на ее язык. Отличительной особенностью интернет-изданий является быстрое изменение информации: появляются новые сообщения, меняется расположение публикаций, на место центральной публикации встает новая. Большая роль в интернет-публикациях отводится визуализации представленной информации за свет большого количества иллюстраций. Кроме того, технические средства обеспечивают интерактивную связь читателя с изданием: читатель может голосовать, повышать рейтинг какого-либо материала, обсуждать прочитанное на форуме. Изучению публицистических текстов уделяют внимание многие исследователи, например, Я.Н. Засурский, Г.Я. Солганик, Л.П. Крысин, Л.Г. Кайда, Г.А. Копнина, В.А. Салимовский и др.
Публицистический текст в русском языке, являясь разновидностью информативного текста, обладает в определенной степени его типичными признаками, однако имеет и стилистическое своеобразие.
Публицистический материал характеризуется информационной насыщенностью, обилием общественно-политической лексики, клишированных выражений, журналистских штампов, стандартных терминов и названий, жанровым разнообразием. В русскоязычном публицистическом тексте наблюдается широкое использование ресурсов словотворчества и создания индивидуального стиля автора, среди которых: оценочные эпитеты, цитаты, аллюзии, реминисценции, каламбуры, метафоры, окказионализмы, модальные конструкции, фразеологизмы, часто претерпевающие структурные и семантические трансформации для привлечения внимания читателей и т.п.
Для публицистического стиля характерно широкое использование имен людей, организаций, географических названий, дат, чисел, сокращений, интернационализмов, неологизмов.
Рассмотрим в следующей главе настоящей работы подробно наиболее эффективные приемы выразительности и композиционные особенности публицистики.
Заключение и вывод
В результате исследования композиционных и выразительных приемов, используемых в публицистическом тексте, были выявлены следующие: специальные политические и экономические термины; нетерминологическая политическая лексика; использование внелитературных единиц; газетные клише; сокращения; неологизмы; трансформация фразеологизмов; краткость, лаконичность изложения; образность речи (метафоры, мтеонимии, эпитеты, антонимы).
На композицию публицистического текста влияет его структурные особенности. Автор статьи выделяет важные моменты, определяет их место в и роль в композиции. При создании публицистического текста важно уяснить структурную зависимость между посылками и выводами, проверить аргументацию.
Наиболее эффективные композиционные приемы публицистического текста: принцип монтажного построения текста и прием «разработки мотива».
Итогом исследования стали основные признаки публицистического текста СМИ, которые были сформулированы после анализа материалов: 1) информативность с целью воздействия на реципиента; 2) оценочность, экспрессивность; 3) стандартизация языковых средств, т.е. языковые клише; 4) использование языковых средств выразительности (метафоры, сравнения и т.п.); 5) суффиксы оценки у существительных, прилагательные в превосходной степени; 6) обобщенность, аналитичность; 7) активное использования подчинительных конструкций в сложном предложении; 8) стилевые смешения (использование в одном тексте элементов книжного и разговорного стилей).
В заключение добавим, что изучение языковых отличительных черт публицистических текстов является актуальным для современной лингвистики и требует более детального дальнейшего изучения.
На композицию публицистического текста влияет его структурные особенности. Автор статьи выделяет важные моменты, определяет их место в и роль в композиции. При создании публицистического текста важно уяснить структурную зависимость между посылками и выводами, проверить аргументацию.
Наиболее эффективные композиционные приемы публицистического текста: принцип монтажного построения текста и прием «разработки мотива».
Итогом исследования стали основные признаки публицистического текста СМИ, которые были сформулированы после анализа материалов: 1) информативность с целью воздействия на реципиента; 2) оценочность, экспрессивность; 3) стандартизация языковых средств, т.е. языковые клише; 4) использование языковых средств выразительности (метафоры, сравнения и т.п.); 5) суффиксы оценки у существительных, прилагательные в превосходной степени; 6) обобщенность, аналитичность; 7) активное использования подчинительных конструкций в сложном предложении; 8) стилевые смешения (использование в одном тексте элементов книжного и разговорного стилей).
В заключение добавим, что изучение языковых отличительных черт публицистических текстов является актуальным для современной лингвистики и требует более детального дальнейшего изучения.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт