Информационная война: конструирование образов враги в СМИ на основе фейковых новостей

Цели и задачи

Цель исследования: выявить, как средства массовой информации влияют на информационную войну, и как происходит манипуляция общественным сознанием.

Введение и актуальность


Примером роли современных СМИ, по мнению ряда авторов, являются первая и вторая чеченские войны. Первую чеченскую войну Россия в информационном плане проиграла, именно поэтому для большинства россиян этот конфликт является символом позора, предательства, бессмысленных жертв и страдании, слабость российской армии. Тогда как вторая чеченская компания была освещена совсем по-другому. Доступ журналистов в зону боевых действии и информацию, которую они давали, строго контролировали. Строго-настрого запрещались интервью с сепаратистами. Что из визуального контента, то полностью пропали кадры раненых и убитых солдат, сожженной техники.
С другой стороны – относительно недавний пример с найденным на берегу утонувшим мальчиком-мигрантом, пример, выхваченный из миллионов других таких же судеб. Он сформировал отношение европейцев к бесконтрольному потоку беженцев в Европу, возникшему как результат военных действий стран НАТО по ложным, фейковым обвинениям в хранении химического оружия, в применении насилия власти к своим гражданам.
Но после этого происходит разгул насилия в Европе со стороны мигрантов в адрес местного населения. И вот тут-то европейские СМИ не дают никакой информации, занижает цифры происшествий, полиция просто не заводит уголовных дел, если речь идет о мигрантах.
Эти примеры показывают саму сущность информационных войн: главное, какие кадры и какую информацию получает (или не получает) зритель.

Заключение и вывод

Подводя итоги, следует отметить, что в современном мире информационных технологий, которые меняют традиционные представления об образе жизни, колоссальное внимание отводится влиянию средств массовой информации на массовое политическое сознание и политические процессы. Опыт истории, и особенно новейшей политической истории России, показывает, что средства массовой информации обладают всеми техническими возможностями, позволяющими как просвещать людей и способствовать участию граждан в политических процессах, так и разжигать массовую ненависть, дезинформировать и запугивать население. Поэтому, играя такую значительную роль в современном политическом процессе, СМИ могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
Современные средства массовой информации практически всех стран предоставляют гражданам платформу для участия в политических дебатах, помогают сделать осознанный политический выбор. Но часто политические интересы тех, кто владеет и контролирует конкретные средства массовой информации, действительно влияют на способность СМИ выполнять свои просветительские функции должным образом. В ряде стран конституция полностью или частично гарантирует свободу СМИ, но на практике осуществление данного права сдерживается рядом ограничительных законов, суровыми экономическими условиями, политической культурой и нетерпимостью к инакомыслию.
Немаловажным фактором является и то, что СМИ не только поддерживают социальные институты, но и способствуют развитию гражданского общества. Средства массовой информации являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а именно: нормативная модель современной демократии строится на образе человека рационально мыслящего и сознательно участвующего в политической жизни общества. Таким образом, СМИ позволяют индивиду обладать теми качествами, которыми должен обладать идеал демократической модели, а добиться такого результата без воздействия на граждан средств массовой информации практически невозможно. СМИ позволяют индивиду выйти за рамки своего обзора и правильно сориентироваться в широком спектре политических ресурсов.
Деятельность средств массовой информации оказывает влияние и на нравственный облик всех членов общества: практически вся информация, которая поступает по каналам СМИ, стереотипизирована и воплощает в себе регулярно повторяемые ценностные установки и политические ориентации, которые впоследствии закрепляются в сознании людей. А как показывает многолетняя практика, в кризисные периоды исторического развития, общество в состоянии социальной нестабильности наиболее подвержено внушению, люди легко откликаются на различные стимулы и идеи, более податливо относятся к пропаганде.
Поскольку средства массовой информации имеют непосредственное отношение к жизни российского общества и играют значительную роль в политической, социальной, культурной и общественных сферах, они, как и политические лидеры, несут ответственность за происходящие в обществе процессы. Поэтому они должны руководствоваться, в первую очередь, интересами общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ