Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»

Таким образом, мы наблюдаем значительное преобладание негативных моментов в развитие системы обязательного социального страхования в РФ. Их детальный анализ требует поиска путей и способов преодоления сложившейся ситуации. Обобщение различных точек зрения ученых и практиков позволило определить варианты пополнения доходной части внебюджетных фондов.

1.2 Обязательное пенсионное страхование

Пенсионное страхование выступает важным институтом социальных гарантий государства. Успешное функционирование системы пенсионного страхования обеспечивает социальную стабильность в обществе. Пенсионная система является частью финансовой системы и отражает особенности национальной политики государств.
На современном этапе в Конституциях большинства стран обозначена социальная функция государства. Она выражается, в том числе, в необходимости материальной защиты населения страны от различных социальных рисков. В связи с этим в экономических отношениях выделяется особая категория – социальное обеспечение, в состав которого входит пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение — это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования, являющегося основной частью системы социального страхования, представляющего собой «часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам» (Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ).
Функции пенсионного обеспечения можно условно разделить на видимые, или основные, и скрытые. Две основные функции:
– воспроизводственная,
– и распределительная.
Этими функциями характеризуются общие черты пенсионного обеспечения. Но есть еще и внутренние, то есть неявные функции пенсионного обеспечения. Примером могут служить учет и распределение накопительных пенсионных взносов, учет продолжительности трудового стажа, тесно связанный с трудовым законодательством, порядок оформления и постановки на выплату пенсий, доставка и хранение денежных средств и т.д.
Весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России, которая начала реализовываться в 2019 году. Первым этапом очередной реформы стало повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин – такой закон уже был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г.
Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», назревала уже давно. Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть, последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году – в том числе за счет непопулярной среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).
Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие.
Повышение пенсионного возраста.
2. Внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом – ИПК).
3. Изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии (НЧП) для тех, кому она будет назначена в 2019 году.
4. Отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения)
5. Повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян.
6. Корректировка системы досрочного выхода на пенсию (например, для учителей).
29 августа 2018 г. президент РФ В. Путин выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:
– Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);
– Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2019-2020 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон – т.е. в 55,5 и 60,5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2019 г., 56,5 и 61,5 – в 2020 г.;
– Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;
– Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми – на 3 года раньше срока, с четырьмя – на 4 года раньше.
Очевидно, что объявленное повышение пенсионного возраста затронет всех россиян, которые еще не успели оформить пенсию по старости по действующему сейчас законодательству – т.е. всех, кто еще не достигнет до 2019 года возраста 55 и 60 лет (п. 1 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.).
Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).
Таким образом, по итогам исследования, проведенного в первой главе курсовой работы, можно сделать вывод, что основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, всеобщий обязательный характер социального страхования, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию и другие. Пенсионная реформа, проводимая на современном этапе, затрагивает пенсионное страхование в полной мере, изучим актуальные проблемы пенсионного страхования на современном этапе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ