Образы египетских богов в античных источниках

Цели и задачи

целью данной работы является выяснение представлений античных авторов о египетских богах на примере интерпретации мифа об Исиде и Осирисе; выявление искажений в текстах античных авторов о египетских богах.

Введение и актуальность


Много путаницы в хронологии событий, описываемых Диодором. Также в труде Диодора не находили философских рассуждений и связей между различными народами или событиями. Это объясняется рядом зарубежных ученых как свидетельство компиляций из более ранних трудов. Однако, несмотря на «недостатки», произведение Диодора Сицилийского очень важно. Без Диодора практически невозможно обойтись при изучении Древнего Египта, да и истории в целом. Главное значение его труда – это выдержки из уже утраченных произведений других историков, некоторые труды которых нам известны только благодаря Диодору.
Одним из последних знаменитых античных мыслителей к изучению египетской религии обращался Плутарх. В отличие от предыдущих авторов он жил уже в нашу эру, примерно с 40-ых по 100-ые года н.э. Однако, несмотря на достаточную изученность этого периода, точно определить годы жизни Плутарха становится затруднительным. Человек, который вошел в мировую историю как автор «Сравнительных жизнеописаний», являющиеся эталоном всего жанра, до сих пор остаются загадкой для ряда историков. Большую часть его биографии мы узнаем из его же работ. Он был великим философом, биографом и моралистом. Благодаря его произведениям в европейской культуре сложилось представление об античной культуре. До нас дошло практически полное собрание его сочинений.
Но помимо написания биографий Плутарх также интересовался Египтом, особенно его религией. Именно поэтому я не могу обойти стороной работы Плутарха. Он написал уникальный в своем роде трактат, повествующий о наиболее почитаемых богах Египта Исиде и Осирисе. Во всех своих произведениях Плутарх не хотел быть просто сторонним наблюдателем. Он с невероятной серьезностью подходит к каждому своему труду, привносит долю философии в свои работы. Трактат «Об Исиде и Осирисе» не стал исключением. Стоит сказать, что Плутарх, как верно подметил историк С.С Аверинцев, был наделен личной литературной одаренностью. Это невозможно не заметить в его трактате. Он с легкостью и лаконичностью передает один из непростых сюжетов в египетской мифологии. Как пишет А.Ф.Лосев, Плутарх старался всячески подражать классическому образу мышления, которое создали Платон и Аристотель.
Стоит заметить, что Плутарх наиболее точно, систематически донес наиболее важный миф возможно во всей египетской религии. В исторической науке существует мнение, что Плутарх и отчасти Диодор, помимо своих наблюдений, опирались на какой-то египетский источник, касательно интерпретации мифа об Исиде и Осирисе. Наличие довольно точных соответствий сведений Плутарха данным египетских текстов склоняет к мысли о том, что источником такого рода сообщений мог быть автор, превосходно разбирающийся в египетской религии и знающий аутентичные источники.  Предполагается, что таким источником был египетский жрец Манефон, на которого ссылается сам Плутарх. Манефон жил в III веке до н.э. Он стремился не только сохранить и пронести сквозь века историю Египта, но и его религию. Манефону приписывают авторство «Священной книги», посвященной религии. Именно ее и использует Плутарх уже в своей работе. Это показывает, что Плутарх хотел в полной мере передать миф об Исиде и Осирисе. Помимо Манефона Плутарх опирался на работы более ранних античных авторов: Эвдокса Книдского и Гекатея Абдерского. Это является показателем того, что освещение основных египетских мифов было интересно и актуально для античного мира, ведь никто не будет тратить жизнь на труд, который никто не прочтет. Произведение Плутарха отражает и чисто греческую мифологическую и философскую традицию, и египетские реалии. В отличие от Диодора, Плутарх не старался писать в рамках той традиции, которая существовала в его время. Его труд не несет какого-либо политического подтекста. Васильева пишет, что задачи самого Плутарха, его изначальную нацеленность на философскую интерпретацию, которая сделала его труд уникальным и позволила сохранить многие ценные реалии. Но та же установка многое исказила и «исключила» по благочестивым соображениям педагога и морализатора.Такие античные авторы как Аристид, Фемистий, Фирмик Матерн, Косьма Иерусалимский пытались передать «осирический миф» уже после Плутарха. Хотя какой-либо новизной эти работы не богаты. Последующие античные авторы и вовсе не пишут о данном сюжете или дают лишь отсылку к нему.

Заключение и вывод


Религия - это неотъемлемая часть жизни любого общества. Появление такого важного пласта жизни каждого человека как культура, начинается именно с религии. Науке известно около 5 тысяч религий, которые предстают перед нами как совершенно уникальная и автономная вещь. Изучение истории религий помогает понять историю культуры и мышления.
Для такого изучения просто нельзя обойти стороной Египет с его верованиями. Ведь это одна из древнейших и «мудрейших» цивилизаций на планете. Для данного изучения мы, конечно же, нуждаемся в источниках, потому без них невозможно изучить историю такой далекой древности. Здесь на первый план выходят античные авторы. В их произведениях мы находим информацию не только об общих тенденциях в египетской религии, но и о египетских богах. В представленной работе я акцентировала свое внимание на основном культе Исиды и Осириса, на интерпретации этого культа в одних их единственных источниках по египетской религии, а именно античных. В процессе изучения данной проблемы, я пришла к следующим выводам.
Античные авторы глубоко подходили к вопросу изучения египетской религии. Они с глубочайшим уважением относятся к ней. Все без исключения авторы, изучая и познавая египетских богов, пытались понять иную культуру, через свою собственную. Недаром образы богов египетских и античных постоянно сопоставлялись. В этом находит подтверждение общая тенденция, характеризующая взаимодействие греческой и античной религии: от схожести сущностей до формирования понятия о едином божественном начале. Принимая этот факт, авторы серьезно подходили к процессу изучения египетских культов. Они сами путешествовали по Египту. Посещали храмы, знакомились с египетскими источниками. Большинство авторов основывались на аутентичной традиции египетского жреца Манефона, который одним из первых решил заняться попытками свести разрозненные сюжеты мифа в единую работу. Тот факт, что античные авторы основывались на подлинных трудах египтян, доказывает достаточную схожесть в интерпретации греками египетского мифа об Исиде и Осирисе. Как мне кажется, наибольшего успеха в данном процессе добился Плутарх в своем трактате и тем более превзошел в этом более раннего Диодора и Геродота. Сравнивая египетские и античные источники, можно все-таки утверждать, что греки по большей мере усвоили изначальный миф, не пытались передавать его с заведомыми искажениями. А если такие искажения и появлялись, то только виду отличий в мировосприятии у египтян и греков.
Во-первых, в египетской традиции основным посылом в мифе об Осирисе и Исиде, была связь Осириса с его сыном Хором. Осирис всегда четко ассоциировался с умершим фараоном, а Хор с живым, действующим. В античной традиции это связь теряет свое истинное значение, ввиду не такого положительного отношения греков к загробной жизни как это было в Египте. Для античного мира куда более популярным становится культ жены и сестры Осириса Исиды, не только связь Осириса и Исиды, но и отдельно образ богини. В ее честь появляется культ на греческих территориях, который достаточно хорошо прижился в античном мире.
Во-вторых, античные авторы преследовали в своих трудах определенные цели. В виду этого, некоторые части мифа были им не нужны для подтверждения этих задач. Отсюда и появляются небольшие, но все же расхождения в интерпретации мифов.
В-третьих, одной из основных причин искажений, как мне кажется, является незнание египетского языка античными авторами. Они не могли в оригинале ознакомиться с первоисточниками. Им приходилось пользоваться помощью переводчиков, которые не всегда с необходимой скрупулезностью занимались своим делом. От этого у авторов не было возможности в полной мере прочувствовать египетскую религию.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ