образно-стилистический анализ картины Рембрандта «портрет старика-еврея»

Цели и задачи

Цель работы: проанализировать картину «Портрет старика-еврея» в контексте жизненного и творческого пути великого мастера голландской живописи.

Введение и актуальность


В поздних работах художника нашло отражение и высочайшее мастерство, достигнутое им в жанре психологического, умение через лаконичное изображение персонажа передать особенности его жизненного пути. Знакомство с шедеврами портретного искусства Рембрандта может стать великолепной школой живописного мастерства для тех, кто решил посвятить себя прекрасному искусству живописи.

1. Анализ картины Рембрандта «Портрет старика-еврея»
1.1. История создания
В ХV веке евреи были изгнаны из Испании, где до этого находили себе пристанище. С этого времени началось их постепенное распространение Европе. Евреи начали привлекать к себе внимание художников. Существует немало полотен, в которых нашли отражение еврейские образы.
Первоначально евреи появились в живописных произведениях как библейские и евангельские персонажи. При этом авторы многих произведений никогда не видели настоящих евреев, не имели представления об их внешности и традициях, поэтому, изображая их, допускали немало ошибок.
Рембрандт стал тем европейским художником, которому удалось создать самое большое количество еврейских образов. К тому же, для картин на библейские темы ему нередко позировали настоящие евреи. Дело в том, что художник не просто общался с евреями и хорошо относился к ним, но и с 1631 года жил неподалеку от еврейского квартала в Амстердаме, практически рядом с синагогой.
Среди друзей Рембрандта было немало евреев, поэтому мастер был хорошо знаком с их традициями. После целого ряда трагических событий, произошедших в его жизни, - смерть первой жены Саскии, единственного сына Титуса, второй жены Хендрикье, полного разорения и наступления одинокой старости, Рембрандт еще больше сблизился с представителями еврейской общины. В поздний период творчества (50-е-60-е годы ХVII века) художник создал 15 портретов пожилых евреев. В них ему удалось выразить собственную тоску, чувство униженности и отверженности, роднившие его с евреями. Среди этих работ – «Портрет старика-еврея» и «Портрет старушки», которые хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

Заключение и вывод


«Портрет старика-еврея» был создан Рембрандтом в поздний период его творчества, время, когда он потерял всех родных и близких людей, стал мрачным и замкнутым и общался только с очень узким кругом людей, среди которых были члены находившейся неподалеку от его дома еврейской общины. Душевное состояние художника наложило отпечаток на атмосферу картину, сделав ее мрачной и полной глубокой безысходности.
.Основную тему портрета можно сформулировать как размышления старика о прошедших годах его жизни. В глазах старика-еврея отразились мудрость, глубокая печаль и немой укор миру, где его народ незаслуженно подвергается преследованиям.
Картина исполнена пессимизма, ведь наступившая старость для ее героя, как и для самого художника, является синонимом одиночества и безысходности. Мрачную атмосферу в картине создает использование художником холодных оттенков коричневого цвета.
Композиция картины симметрична, что делает ее совершенно статичной. Жизненный путь старика-еврея подходит к концу, а потому кажется, что время в картине остановилось, застыв в немом ожидании финала очередной жизненной драмы.
Работа Рембрандта выполнена аккуратными, мелкими мазками, что позволяет создать впечатление гладкой и ровной поверхности холста. Более крупные мазки художник использует для передачи фактуры ткани, из которой сшита одежда старика, делая ее практически осязаемой.
Проведенный анализ работы Рембрандта «Портрет старика-еврея» позволил нам получить представление об особенностях позднего периода творчества художника. Нельзя не отметить высокий уровень мастерства, которого он достиг в эти годы. Оно проявилось, прежде всего, в умении передать тончайшие нюансы психологического состояния своего персонажа, отразить в изображении не только внутренний мир, но и особенности биографии своей модели.
Знакомство с одной из поздних работ художника позволило нам убедиться в непреходящей актуальности его творчества. Мы увидели здесь отражение таких непреходящих явлений, как проблема одинокой старости, а также проблема отношения к евреям в европейских странах.
Объектом исследования была картина Рембрандта «Портрет старика-еврея». Предметом исследования являлись особенности жанра портрета в творчестве Рембрандта.
Нами была достигнута поставленная цель: проанализировать картину «Портрет старика-еврея» в контексте жизненного и творческого пути великого мастера голландской живописи.
Для ее достижения были выполнены следующие задачи:
- рассмотрен ряд литературных источников и электронных ресурсов, посвященных творчеству Рембрандта;
- выявлены истоки обращения художника к еврейской тематике. Из литературы мы узнали о том, что Рембрандт долгое время жил неподалеку от еврейского квартала в Амстердаме и поддерживал дружеские отношения с представителями еврейской общины;
- определено место картины «Портрет старика-еврея» в творчестве Рембрандта; выяснено, что данная работа является одним из поздних шедевров великого мастера, в котором нашли отражение не только переживания персонажа, но и невзгоды, постигшие самого художника в последние годы жизни;
- выявлены особенности стиля и творческого почерка Рембрандта, нашедшие отражение в картине.
Знакомство с «Портретом старика-еврея» помогло нам пролить свет на малоизвестные страницы жизни и творчества великого художника, узнать об его уважительном отношении к еврейскому народу, в очередной раз восхититься гениальным мастерством одного из величайших представителей мирового изобразительного искусства.Литература и электронные ресурсы
Мельникова, Л. Харменс ван Рейн Рембрандт / Л. Мельникова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.
Милюгина, Е. Портреты Рембрандта / Е. Милюгина. – М.: Белый город, 2014. – 224 с.
Шмитт, Г. Рембрандт / Г. Шмитт. – М.: Терра, 1996. – 832 с.
Еврейская тема у нееврейских художников. Электронный ресурс. – [Режим доступа] http: vanatik05.livejournal.com
Файнберг, А. Еврейские образы в творчестве Рембрандта / А. Файнберг. Электронный ресурс. – [Режим доступа] http: www.jewish.ru

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ