Образ женщины в раннем советском кинематографе

Цели и задачи

Цель курсовой работы: Изучить, как менялся преобладающий образ идеальной женщины в кинематографе на протяжении 20 лет, и соотнести с историческими процессами.

Введение и актуальность


Период 20-х годов характеризуется повышенным вниманием государственных и культурных деятелей созданию нового человека, в том числе и новой женщины. На 9-м съезде РКП (б), который состоялся в марте 1919 г., была подписана резолюция «О работе среди женского пролетариата». «Съезд указывает на необходимость вести самую усиленную работу среди крестьянок и работниц по ликвидации безграмотности путем устройства школ грамоты для взрослых, устройства общих читален и собеседований по всем вопросам текущего момента».
Партия прекрасно осознавала количество женщин и их влияние на развитие страны. Женщин даже стали воспринимать как потенциальных бойцов и защитников в рядах Красной Армии.
Сами женщины и в первую мировую войну, и в гражданскую предлагали свои услуги военному ведомству, писали письма, посылали своих делегатов.
19 ноября 1918 г на Первом Всероссийском съезде работниц Ленин произносит свою знаменитую речь: «Задача Советской республики — в первую голову уничтожить все ограничения прав женщин».
Женщины-коммунистки становятся политруками, политбойцами, комиссарами. История Красной Армии знает немало имен женщин-бойцов. Тысячи женщин: пулеметчицы, стрелки, политработники, медицинские сестры, телефонисты и телеграфисты. Даже женщины–командиры встречались. Например, Ольга Овчинникова, 23–летняя женщина–командир, погибшая при наступлении на Донбасс. Слава о женщинах–пулемётчицах встречалась не только в книгах и в кинофильмах. Это вполне реальные женщины: Ростовцева – начальник пулемётной команды или Кузнецова, которая сражалась с поляками.
Появление женотделов также указывает на то, что женщины старались привнести свою субъективность в политическую, общественную игру. Их задачи: распространение влияния партии среди работниц и крестьянок, просвещая их относительно политики, вовлекать женщин в партию, профсоюзы, кооперативы и совету, способствовать строительству ясель и общественных столовых (это способствовало освобождению женщин).
Но во второй половина 20-ых годов XX века наступило время индустриализации, коллективизации, которому нужны были дешевые рабочие руки женщин. И страна их получила. Женский труд оказался символом этой эпохи.
Первым идеалом новой советской женщины стала героиня, рожденная в огне революции и гражданской войны. Советская героиня сначала появилась на страницах периодических изданий как медсестра или боец.
Женщина в то время должна была быть смелой, сильной, преданной, трудолюбивой. Слабость и женственность должны были быть откинуты. Она не имеет право задумываться о своем личном счастье. Она обязана выдержать любые физические трудности, не дрогнув принять бой, а в случае пленения — пытку и даже смерть. И главное верить, что ее жертва стала вкладом в построение лучшего мира. Такой, по мнению властей, должна была быть женщина. И она была.
С каждым годом обязанности прибавлялись.
Бремя 30-ых годов
Женщины в СССР так и не стали действующим коллективным субъектом, защищающим свои интересы и привносящим в политику свою субъективность. На первый взгляд в соответствии 122 Конституции 1936 г. женщине предоставлялись равные права с мужчинами во всех областях. Женский вопрос провозглашался решеным. А женские отделы за ненадобностью распускались.
Страна в 30-ые годы переживала страшные времена. В 1929-1930 гг. насильственная коллективизация привела к гражданской войне. Крестьяне восставали. В 1930 г. в крестьянских восстаниях принимало участие 2,5 млн. человек. Крестьянство в те годы бушевало не с позиции хаоса и бессмысленного бунта, а как ответная реакция на политику государства.
В 1932 – начале 1933 г. был период пика голода. Этот период можно назвать «голодный мор». Урожаи в разрушенных деревнях 1931-1932 гг. были катастрофично низкими. Были зафиксированы случаи людоедства и трупоедства в сёлах Саратовской области.
Страну охватили эпидемии, особенно тиф. Миллионы людей перенесли тяжелые заболевания и остались инвалидами. У голодавших крестьян отбирали все продовольственные товары. Резкий скачок смертности в 1933 г. и падение рождаемости – это были результаты страшного голода. Такая страшная трагедия случилось из–за результатов государственной политики.
Превращение в страну в одну из сверхдержав неразрывно связано со сталинским периодом, особенно с годами первой пятилетки, в результате которой страна обрела военно–техническую мощь. Именно это достижение сопровождалось миллионами жертв среди людей.
В таком жестоком пространстве государство не сумело оплатить взятых на себя обязательств ни по развитию социальной структуры, а вместе с ней - службы быта, ни по воспитанию детей. Следовательно, это обязательство целиком и полностью должна была взять женщина.
Власти постепенно стали приходить к выводу о необходимости пересмотреть прежние подходы к семье, а, следовательно, и к роли и назначению женщины в обществе.
Низкое снижение рождаемости угрожало воспроизводству населения. А первое и поначалу единственное в мире социалистическое государство с момента своего возникновения жило ожиданием войны и поэтому не могло позволить себе резкого падения рождаемости. Можно сказать, что в этот период политика гораздо меньшей степени отвечала интересам женщины как личности.
Традиция защиты женщинами своих прав была прервана. Движение хозяйственников, инженеров и техников тяжелой промышленности, появившееся изначально при Наркомате тяжелой промышленности в 1934 году, никак не может рассматриваться как самодеятельная и самостоятельная инициатива женщин. Оно так же, как и делегатское движение, было запущено «сверху» и не имело ни малейшего шанса выйти на уровень самостоятельного развития. Из научной и общественно-политической литературы исчезают дискуссии о проблемах социального статуса женщины. Органы управления (КПСС, представительные органы власти) считали себя выразителями интересов женщины. Очень низкий уровень участия женщин в политике. Стали превозноситься радости материнства, появляются статьи о воспитании детей. Публикуются статьи, в которых объясняется вред аборта, множество заметок о неудачных операциях.
Итак, смена курса – советская женщина должна была по-прежнему сочетать в себе революционные и маскулинные стандарты: она должна была быть преданной, трудолюбивой, воинственной и независимой, и при этом оставаться любящей матерью и хранительницей домашнего очага.
Кинематограф, как «важнейшее из искусств» должен был вдохновлять женщин с помощью такого образа.

Заключение и вывод


Рассматривая историю развития идеального женского образа в советском кинематографе можно проследить, какой трудный и тернистый путь был пройден самой женщиной. До революции права женщин были ограничены, что было вызвано господствующей патриархальной концепцией, основанной на христианской идеологии, в рамках которой она должна занимать подчинённое положение и заботиться лишь о доме, семье и детях. В течение XIX века произошли крупные социальные изменения в положении женщины. Одну из главных ролей здесь сыграл экономический фактор.
В начале XX в. удельный вес женского труда на фабриках и в ремесленных мастерских существенно возрастает благодаря техническому усовершенствованию рабочего процесса. Не менее важной причиной активного привлечения женщин к труду владельцами предприятий являлось то, что их труд оплачивался ниже, чем труд мужчин. В этих условиях возникает острая необходимость законодательного закрепления положения трудящихся женщин в России, что и формирует законодательство.
Действительно, в начале 20-ых годов была искренняя попытка вдохновить женщин на что-то большее, и сами женщины вышли на новый уровень восприятия своей жизни т.к. революционный пыл ещё не был потушен правительством. Были созданы женотделы. В марте 1917 года правительство провозгласило равное избирательное право для мужчин и женщин. До середины 20–ых годов XX века у женщины был шанс занять место и привнести свою субъективность на политическом поприще. Двадцатые годы являются периодом небывалой свободы в половой сфере и с точки зрения индивида, и с точки зрения культурного творчества.
Кинематограф показал, каким социалистический мир хочет видеть женский пол. Она должна была стать товарищем. Действительно, в кинофильмах женщина впервые была показана как равный партнёр мужчине. Искренность смешалась с идеологией. В кинематографе можно видеть как «хорошего женского» персонажа преподносят как персонажа с «мужским характером». Соединить мужской тип поведения с женским трудно. Женщина, вступавшая в союзы: товарищества, партии и большевиков – перенимала мужской тип поведения: короткая стрижка, отсутствие косметики, глухой и прокуренный голос. Уравнивание было слишком буквальным и скорее можно назвать уравнивание к мужскому полу.
Все женское надо было отметать, как изжиток буржуазного строя. Женское начало – это пережиток прошлого, архаика, нечто опасное, что влечет человека к беде. В кинокультуре активно пропагандируется свободная жизнь женщины после революции.
Возможно, женщинам удалось бы не только в кинематографе начать проявлять себя как партнеры, но и в реальной жизни (хотя и своеобразно). Советская постреволюционная культура была ориентирована на целый ряд возможностей развития, из которых осуществляться лишь немногие.
Настали 30-ые годы. Из–за насильственной коллективизации, репрессий, голода настал демографический кризис. В такой ситуации потребовалась новая пропаганда. Кинематограф здесь сыграл очень важную роль. Женщина обретает миловидность, а образ матери становится главной темой сюжета. В кинематографе 30–ых г. она часть коллектива, коллектив не может жить без неё, как и она без него. Они часть одного целого. Женский образ на экране настолько силен, что в состоянии и ребёнка родить, и родину спасти. В итоге образ трансформировался во всесильное создание, умеющее делать абсолютно все.
Активно начала формироваться консервативная политика в отношении женщин. Вместо женотделов, которые занимались агитацией, просвещением, помощью женщинам и активной борьбой за их права, стала появляться пропаганда «женского счастья» — материнства, которая привела к запрету абортов на почти 20 лет, с 1936 по 1955 год. Образ мужеподобной женщины был стерт как досадное недоразумение.
Итак, женщина за 20 лет прошла нелёгкий путь. В кинематографе её отразили как героиню, которая готова принести в жертву всю себя ради партии. В реальности ей ничем за эти подвиги не платили. Простое уравнивание прав не обеспечивало подлинного равенства женщин, которые, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуществляли еще и свою особую функцию - функцию материнства.
Она не могла в полной мере рассчитывать на осуществление своих прав в реальной жизни. А на экране образ женщины на протяжении 20 лет преобразовывался в идеальную сторону. Образ товарища и партнёра в 20-ые годы; образ матери, товарища и партнера в 30-ые годы. Власть того времени диктовала какой должна быть женщина и по сторону экрана, и в реальной жизни. Сама она ничего не решала.
Однако не стоит кинематограф первой трети XX века клеймить ярлыком пропаганды и ничего больше. Несмотря на попытку сделать из женщин мужчин в 20-ые годы и активную идеологию материнства в 30-ые годы, несмотря на то, что женщина не смогла развить себя на политическом поприще и показать себя в реформаторской деятельности. Видение женщины на мир, и видение мира на женщину, так или иначе, начало меняться. Хоть и своеобразным способом. Меняться в массовом сознании и посредством кино. И такой образ все равно вдохновлял многих городских девочек, девушек и женщин на что-то большее. Развивать в себя и в творчестве, на поле боя, и в разных интеллектуальных работах. Это было сложно, практически невозможно, но всё-таки намного легче, чем в дореволюционной России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ