Образ учителя в советском кинематографе в 30-50 годы

Основной целью фильма является воспитание советских зрителей в рамках коммунистической идеологии, с чем режиссер и актерский состав, во главе с Верой Марецкой, несомненно, справился. Задачи фильма, которые помогают раскрыть цель, это мотивация к действию, возбуждение патриотических чувств, пропаганда преобладания духовного над материальным.
Так, накануне начала Первой мировой войны, на выпускном балу в Петербурге главная героиня Варя знакомится со своим будущим мужем – революционером Сергеем Мартыновым. Девушка рассказывает ему, что мечтает просвещать детей в далекой сибирской глубинке, поскольку считает это своим призванием. Молодой человек поддерживает желание Вари, рассказывая, что настало время строить радикально новое будущее, вскоре после этой встречи Сергей попадает в тюрьму.
Варвара отправляется в деревню Шатры учить детей. Изначально жители деревни настороженно воспринимали учительницу, однако ее усердие и любовь к детям, в конце концов, помогают ей заслужить доверие и уважение. Через некоторое время, Сергей возвращается, и они женятся, однако мужчину опять арестовывают. Варвара Васильевна и не думает отчаиваться таким положением дел. Она поглощена преподавательством, ее ученик Пров Воронов на отлично сдал все экзамены в городской гимназии, однако социальное положение мальчика не позволяет ему учиться в одном заведении с детьми миллионеров.
После смерти мужа-революционера главная героиня продолжает учить детей в духе советской идеологии. Во время Второй мировой войны ученики пишут ей письма с фронта, а заканчивается фильм празднованием Победы на встрече выпускников, где Варвара Васильевна, окруженная своими воспитанниками, улыбается, переполненная гордостью за достойных представителей советского государства.
Фильм актуален тем, что в нем показано, что и дети из малообеспеченных семей могут вырасти достойными людьми. Однако же, картина будет интересна старшему поколению, которое отличается ностальгией по советскому времени.
Положительной в сюжете является мысль, что в любом месте, будь то город или самая глухая деревня, нужно жить по совести, помогать людям, нуждающимся в этом и не оставаться равнодушным к чужому горю.
Также нельзя оставить без внимания и напоминание о том, какой подвиг совершили люди, борющиеся и победившие нацистскую Германию в 1945 году, поскольку это стало забываться в нашем обществе и вспоминается, к сожалению, непосредственно только в День Победы.
Негативно, на сегодняшний день, воспринимаются культ личностей Ленина и Сталина. Безусловно, люди хотели лучшей жизни, много работали и т.д. Но это простые люди победили в войне ценой миллионов жизней, а не Сталин, как это принято было говорить в СССР.
Стиль изложения фильма можно назвать художественно-драматическим. Большое значение в кинокартине имеет идеализация героев. Так, сильная личность Варвара Васильевна борется, кажется, против целого мира во имя справедливости и достойной жизни в будущем. Идеальным героем выглядит и супруг сельской учительницы Сергей Мартынов, который погибает во имя своих убеждений.
Идеализация также заметна и в том, что все ученики Варвары Мартыновой вернулись с войны награжденными героями, но не было инвалидов, хотя это и воодушевляет.
Фильм заставляет зрителей сопереживать героям. Тяжело было начинать молодой учительнице дело с нуля, когда родители еще не доверяли ей своих детей, девушке пришлось идти в кабак, чтобы помочь людям с постройкой дома, что не может не вызывать уважения.
Вторая половина 50-х ознаменовалась таким шедевром, как «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер, М. Хуциев, 1956 г.), куда вводится дополнительная интрига: ученики – взрослые люди. Т.е. выстраивается схема отношений между классом и прослойкой. Молодая, обаятельная учительница в этом фильме неожиданно авторитарна. Она ведет урок тоном, не допускающим возражений, любовное послание превращается в учебный материал, малейшие попытки несанкционированного поведения пресекаются, задания даются жестко и непреклонно («Знать наизусть…Буду
спрашивать»). Ученики покорны. Параллельно вводится и её линия поведения в частной жизни, разительно отличающаяся от жизни подопечных – портреты поэтов, классическая музыка, иной круг общения. Но её «учительство» вынуждено подстраиваться под реалии рабочей среды. Образ «классной дамы» растворяется или даже расплавляется возле огнедышащих сталелитейных печей во время посещения завода.
Мы далеки от мысли искать в сцене пробивания летка, которое совершает герой фильма сталевар Савченко и на которое так заворожённо смотрит учительница, какие-либо эротические коннотации, но уверены в том, что это базовая сцена фильма, затрагивающая его основные смыслы – взаимное оплодотворение рабочего класса и интеллигенции, их
совместная деятельность (друг учительницы в конце фильма наконец-то
понимает суть новаций, предложенных сталеваром) и разнообразный союз,
отбрасывающий все наносное и вредное.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ