О.Хаксли «О дивный новый мир». Своеобразие романа

Во-первых, «жанровая сущность» (М. Бахтин) антиутопии закрепилась за романной формой. Эту тему активно разрабатывали в своих трудах М. Бахтин. Он считал, что в жанрах «на протяжении веков жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира», жанру присущ определенный способ миромоделирования.
Здесь появляется необходимость объяснения вопроса о соотнесении жанра «роман-предупреждение» к антиутопическому направлению. Роман-предупреждение – это синтез традиций антиутопии и социальной фантастики. Но, в отличие от антиутопии, здесь можно увидеть не только негативное развитие социальных устройств и развития человека в нем, но и конкретное решение этих проблем. В этом его главная задача и главная особенность, а главенствующем признаком может считаться авторская позиция писателя и его устремленность в будущее. Поэтому роман-предупреждение есть не что иное, как следствие жанра «предсказание», а в глобальном масштабе – жанра «пророчества», которые были более широко представлены и известны истории русской литературы XIX века.
Во-вторых, «псевдокарнавал» как структурный остов антиутопии, в котором сосредоточен, в отличие от классического карнавала, где звучит амбивалентный смех, – абсолютный страх. Этот страх соседствует наравне с благоговением перед государственным механизмом. Важными составляющими псевдокарнавала являются мазохизм человека массы и садизм тоталитарной системы. Герой антиутопии живет по законам аттракциона, в котором все персонажи одновременно и актеры и зрители. Также аттракцион становится одним из сюжетных приемов в антиутопии. «Псевдокарнавал» характеризует «антиутопический мир». «Аттракцион оказывается эффективным как средство сюжетосложения именно потому, что в силу экстремальности создаваемой ситуации заставляет раскрываться характеры на пределе своих духовных возможностей, в самых потаенных человеческих глубинах, о которых сами герои могли даже и не подозревать».
В-третьих, «квазиноминация», заключающаяся в переименовании явлений, людей, предметов как проявление власти, ее претензии на функции, принадлежащие богам. Квази (от лат. — quasi — нечто вродне, как будто, как бы) – составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам: «якобы», «мнимый», «ложный». Образцом языка тоталитарного государства становится созданная им искусственная коммуникативная система – «новояз». В основе новояза лежит максимально возможное упрощение языка, в первую очередь, за счет создания новых идеологически наполненных слов путем словосложения, а также через уничтожение остальной лексики. Главной целью такого языка является ликвидация инакомыслия.
В-четвертых, в основе антиутопии лежит пародия на утопию или утопическую идею. Здесь же можно говорить о полемическом характере антиутопии в ее противостоянии с утопией.
В-пятых, ритуализация жизни, которая происходит во всем художественном пространстве антиутопии. Неподчинившихся общим ритуальным правилам наказывают и объявляют «врагами системы».
В-шестых, приметой антиутопий второй половины XX века становится интертекстуальность, игра на различных уровнях текста.
Важным аспектом художественного мира антиутопии является хронотоп: художественное время, как правило, располагается в будущем, пространство обусловлено открытием новых миров или отграничения от реальности. Система персонажей в основном располагается согласно оппозиционному принципу «свой-чужой».
В дословном переводе термин «хронотоп», который ввел в научный оборот известный отечественный литературовед М.М. Бахтин, значит «времяпространство». Бахтин отмечает, что «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом» . Таким образом, хронотоп играет существенную роль в освоении реального исторического времени и пространства, выявляет определенные формы художественного отражения реальности. Хронотоп антиутопии, определяющий жанр – социальная модель, общественное устройство в государстве с тоталитарной системой. Исследователи Солдатов В.Е. и Тузовский И.Д. указывает на то, что «Критерии определения произведения как антиутопического опираются на восприятие текста читателем и сущность представленной социальной модели» .
Категория времени в антиутопиях представляет собой сложное триединство временного континуума – Прошлое, Настоящее, Будущее. Ратаева В.И. также дополняет, что данный комплекс временных установок может быть как вымышленным, так и принимать искаженные формы реальности.
Интересна система признаков антиутопии, выделяемая исследователем жанровых проблем этого жанра Б.А. Ланиным:
— полемика с утопическим проектом или сатира на него;
— псевдокарнавальность реальности, в основе которой лежит не абсолютный смех, а абсолютный страх;
— карнавальная ритуальность, обряд шутовского «венчания короля»;
— регламентация жизни в моделируемом социуме;
— основная ось конфликта – между личностью и социальной средой;
— аллегоричность;
-прерывание действия-фабулы констатирующим или интерпретирующим описанием социума и обстоятельств, в которых пребывает главный герой.
Классификация жанрообразующих признаков антиутопии в научном ракурсе Л.М. Юрьевой была предложена относительно русской литературы, однако, данные выводу могут быть применены и к иноязычным художественным произведениям, поскольку антиутопия – жанр интернациональный. Выделим специфические черты антиутопии, согласно разработке Л.М. Юрьевой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ