Неличные формы глагола в различных типах англоязычного дискурса

Цели и задачи

Целью исследования является выявление и рассмотрение особенностей использования неличных форм глагола английского языка в научном и рекламном англоязычных дискурсах.

Введение и актуальность


Герундий представляет собой неличную глагольную форму, выражающую название действия, и обладающую как свойствами глагола, так и существительного. В русском языке соответствующая форма отсутствует. Функции герундия во многом схожи с функциями инфинитива. Герундий, однако, имеет больше свойств существительного, чем инфинитив. Исходя из этого, герундий может служить в предложении:
подлежащим (Reading is her favourite occupation);
именной частью составного сказуемого (Her greatest pleasure is reading);
частью составного глагольного сказуемого (He finished reading the book);
прямым дополнением (I remember reading it);
предложным косвенным дополнением (Ι am fond of reading);
определением (I had the pleasure of reading in the newspaper of your success);
обстоятельством (After reading the letter I put it into the drawer).
Как и существительное, герундий может сочетаться с предлогами, и определяться притяжательным местоимением или существительным в притяжательном падеже, например: I think of going to south in the autumn.
Герундий также обладает следующими глагольными свойствами: а) может иметь прямое дополнение (I remember reading this book); б) может определяться наречием (He likes reading aloud; в) имеет формы времени и залога.
Что касается форм времени и залога, то существует две формы инфинитива в действительном залоге и две формы в страдательном. Это такие временные формы, как Indefinite и Perfect.
Нельзя не заметить также, что наиболее часто герундий употребляется после предлогов, выступая в качестве предложного косвенного дополнения, определения, обстоятельства и именной части сказуемого.
Поскольку предлоги могут управлять только существительными (или местоимениями), любой глагол после предлога принимает форму герундия, т.е. форму глагола, наиболее близкую по свойствам к существительному.
Кроме того, без предшествующего предлога герундий употребляется как часть составного глагольного сказуемого, а также в функции именной части сказуемого, подлежащего и прямого дополнения.
Причастие (Participle)
Причастие – это еще одна разновидность неличной формы английского глагола, которая, помимо собственно глагольных свойств, обладает также свойствами прилагательного или наречия:
определение к существительному, соответствуя русскому причастию (A broken cup lay on the table)
обстоятельство, определяющим действие, выраженное сказуемым, соответствуя деепричастию (He sat at the table thinking).
Что касается глагольных свойств причастия, то данная форма глагола может иметь дополнение (Signing the letter the manager asked the secretary to send it off at once), определяться наречием (Packing his things quickly, he hurried to the station), а также, как и все остальные неличные формы, имеет формы времени и залога. Так, существует две формы причастия в действительном залоге (Indefinite и Perfect) и три формы в страдательном (Indefinite, Perfect и Past).
Рассмотрим способы образования причастия в указанных выше временных формах более подробно.
Present Participle Active образуется путем прибавления окончания –ing к глаголу в форме инфинитива (без частицы to);
Present Participle Passive образуется при помощи вспомогательного глагола to be в форме Present Participle и смыслового глагола в форме Past Participle;
Perfect Participle Active образуется при помощи вспомогательного глагола to have в форме Present Participle и смыслового глагола в форме Past Participle;
Perfect Participle Passive образуется при помощи вспомогательного глагола to be в форме Perfect Participle и смыслового глагола в форме Past Participle;
Past Participle Active и Past Participle Passive образуется путем прибавления окончания –ed для правильных глаголов, и для неправильных глаголов – согласно таблице неправильных глаголов.
Таким образом, неличные формы английского глагола, в отличие от личных, могут выполнять различные функции в предложении, замещая при этом ряд синтаксических позиций. С точки зрения данных функций, герундий и инфинитив имеют некоторые сходства с именем существительным, тогда как причастие, - напротив, с именем прилагательным.

Заключение и вывод

Данное исследование посвящено анализу неличных форм глагола в современном английском языке, где особое внимание было уделено особенностям его употребления в научном и рекламном дискурсах.
В настоящем исследовании был произведен обзор теоретических работ в области грамматики с целью рассмотрения сущности понятия «глагол» в целом, а также «неличная форма глагола» в частности. В ходе изучения теоретической литературы по теме исследования было установлено следующее: неличные формы глагола отличаются от личных форм прежде всего тем, что они не имеют категорий лица, числа и наклонения. Не выражая лица и числа, герундий, причастие и инфинитив не могут согласовываться с подлежащим и, следовательно, самостоятельно никогда не выступают в функции простого сказуемого. Кроме того, категория времени неличных форм глагола имеет относительный характер, т. е. их временные отличия приобретают значение лишь в сопоставлении с временем личной формы (сказуемого) данного предложения.
В результате особенностей своего возникновения и исторического развития неличные формы глагола близко соприкасаются с неглагольными категориями и обнаруживают тесную связь: герундий и инфинитив — с существительным, а причастие — с прилагательным.
С целью проведения анализа основных особенностей неличных форм глагола в современном английском языке был рассмотрен текст научной статьи «How cells hush a viral invader», опубликованной в электронной версии журнала «Nature», а также тексты рекламных сообщений из журналов GQ и Rolling Stone на английском языке. Из данных текстов путем сплошной выборки были отобраны примеры языкового материала.
В результате проведенного анализа стало очевидно, что в англоязычных рекламных текстах чаще всего употребляется инфинитив (как правило, в составе императива и в сочетании с модальными глаголами), тогда как герундий и причастие употребляются значительно реже и, в основном, в роли дополнения (как прямого, так и предложного). Данный прием позволяет придать рекламному тексту необходимые образность и экспрессивность.
В соответствии с полученными результатами практического исследования в области анализа особенностей употребления неличных форм глагола в различных типах англоязычного дискурса, и на основании рассмотренных примеров, можно сделать следующий вывод: в научном тексте данные формы гораздо более употребительны, поскольку соответствуют прагматической установке научного дискурса как такового. При этом чаще всего в рассматриваемом научном тексте встречается причастие, которое выполняет синтаксическую функцию определения.
Что касается текста рекламного дискурса, то из неличных форм глагола в нем гораздо чаще используются такие, как герундий (в функции определения) и инфинитив (в составе повелительного наклонения и в сочетании с рядом модальных глаголов), тогда как причастие – напротив, достаточно редко ввиду его сложных структуры и значения.
Таким образом, с позиции проведенного исследования представляется интересным дальнейшее изучение специфики неличных форм глаголов в других типах англоязычного дискурса, с целью выявления видимых различий между ними в грамматическом аспекте.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ