Влияние фрустрации на общее развитие ребенка

Далее дети экспериментально подвергались фрустрации: им разрешали недолго поиграть с интересными новыми игрушками, находившимися в ранее запертом помещении. После чего ребенок снова возвращался к своим прежним игрушкам, а новые игрушки оставались запертыми за решетчатой дверью. Эффект фрустрации измерялся путем сравнения изобретательности, проявляемой в игре с обычным набором игрушек до и после фрустрирующего события. В целом наблюдался значительный спад в изобретательности. В среднем ухудшение изобретательности происходило в размерах, эквивалентных 17 месяцам психического возраста. Другими словами, вследствие фрустрации ребенок вел себя так, как это характерно для ребенка на полтора года младше. В дополнение к этому наблюдалось и эскапистское поведение — избегание чего-то неприятного, скучного путем размышлений и т.д. о чем-то более интересном, уход от обыденной реальности, бегство от действительности. Некоторые дети предпринимали попытки выйти из комнаты. Для детей с наиболее выраженной реакцией избегания была характерна и наибольшая регрессия (около 24 месяцев в среднем); дети с наименее выраженной реакцией избегания имели и наименьшую регрессию (около 4 месяцев) и даже иногда обнаруживали определенный прогресс в изобретательности. Вывод, к которому пришли исследователи, таков: снижение изобретательности при игре похоже на изменение поведения под влиянием сильных эмоций, выражающееся в беспокойных движениях, стереотипном повторении фраз, заикании; в обоих случаях можно отметить некоторую потерю связи с реальностью [6, с. 73].
Особое внимание следует уделить сохранению фрустраций в пределах оптимального уровня в период детства, отрочества и юношества так как это периоды бурного психического развития личности.
Однако, по мнению Людмилы Петрановской, не смотря на негативные последствия влияния фрустрации на развитие ребенка, следует отметить, что фрустрация — необходимая часть детства и, помимо отрицательного влияния на ребенка, она имеет все же и положительные моменты. У ребенка довольно большой запас прочности к обидам и неприятностям. С каждым годом его способность переносить фрустрацию растет. Так, ребенку в год очень неприятно, когда мама уходит на работу, а в три — четыре года это уже не так страшно для него. Поэтому мы готовим ребенка к столкновению с реальным миром порциями. Если ребенок научится справляться с маленькими неприятностями, то когда-то выдержит и большой удар. В итоге из него вырастит человек, способный пережить разочарование, переносить разлуку, потери и адекватно воспринимать в свой адрес критику [13, с. 118].
Если ребенка оберегать от всех фрустрирующих ситуаций, то у него будет отсутствовать опыт преодоления запретов, потому что ему ничего не запрещали, он не будет знать, как правильно реагировать на критику, т.к. его всегда только хвалили, у него не будет опыта переживания разлуки, потому что его старались не оставлять одного. Что же тогда будет испытывать такой ребенок? Ему будет страшно. «Как я буду жить? Как я выйду в мир?». На это в том числе ребенку и дается детство — чтобы научиться обижаться и прощать, конфликтовать и уметь выходить из конфликта [13, с. 119].
Таким образом, рассмотрев общее понятие фрустрации, понятие детской фрустрации, а также ее влияние на общее развитие ребенка, можно сделать следующие выводы:
фрустрация — специфическое эмоциональное состояние человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели; сопровождается такими отрицательными эмоциями, как напряжение, гнев, тревога, отчаяние;
фрустрация возникает при условии наличия мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия и наличия сопротивления, то есть препятствия – фрустратора;
в состоянии фрустрации наблюдаются следующие виды поведения: двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; апатия; агрессия и деструкция; стереотипия — слепое повторение фиксированного поведения; регрессия, проявляющаяся либо как обращение к моделям поведения более ранних периодов жизни индивида, либо как «примитивизация» поведения, либо как снижение «качества» поведения.
фрустрация является неотъемлемой частью жизни, начиная с самого раннего возраста. Она имеет как отрицательное, так и положительное влияние;
отрицательное влияние фрустрации заключается в том, что это глубокий эмоциональный кризис, который может быть одной из причин неврозов, невротических реакций, в которых злость и раздражение занимают ведущие места. Фрустрация, как результат постоянных запретов и ограничений, способна порождать в ребенке агрессивные тенденции;
однако есть и положительное влияние фрустрации на развитие ребенка: у ребенка появляется опыт преодоления запретов; умение справляться с маленькими неприятностями, что впоследствии поможет ему справиться и с более сложными ситуациями; переживать разочарование, переносить разлуку, потери и адекватно воспринимать в свой адрес критику.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ