Проблема Я-концепции в социальной психологии

Подростковый возраст в онтогенезе человека является одним из самых сложных периодов. Происходит перестройка сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения. В формировании нравственных представлений и социальных установок вырисовывается общая направленность.
У молодых людей в этом возрасте идет активное формирование самосознания, вырабатывается собственная независимая система самооценивания и самоотношения. Развивается способность проникновения в свой собственный мир. Начинается осознавание своей особенности и неповторимости, а в сознании происходит переориентация с внешних оценок на оценки внутренние. Постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения.
К новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате физиологического и психического созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Ему интересны мысли других людей и то, что они сами о себе думают. Подростки способны создавать мысленный идеал семьи, общества, религии, вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, способные ликвидировать все противоречия и создать гармоническое целое.
Параметр связи с окружающим, возникающий в этот период, по мнению Эриксона, колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Обретя способность к обобщениям, подросток должен объединить все о самом себе как об ученике, сыне, спортсмене, товарище и др. Все эти роли надо собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если данная задача будет решена, то появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
Период, на который приходится основной кризис идентичности – это юношеский возраст. Далее или обретение взрослой идентичности или задержка в развитии – «диффузия идентичности». Э. Эриксон назвал интервал между юностью и взрослым состоянием «психическим мораторием». Путем проб и ошибок молодой человек стремится найти свое место в обществе.
В своем сознании подросток создает разнообразные образы Я, отражающие все богатство его жизни. Его представления о собственной внешней привлекательности, своем уме, своих способностях, силе характера, общительности, доброте, соединяясь вместе они образуют большой пласт Я-концепции – реальное Я.
Познание своих качеств формирует у него когнитивный компонент Я-концепции, с которым связаны еще два – поведенческий и оценочный. Поскольку подросток еще не цельная зрелая личность, а отдельные его черты диссонируют, то и сочетание разных образов Я негармонично. При достаточной стабилизации образа Я все появляющиеся противоречия заставляют включаться механизмы психологической защиты.
Образы Я между собой никак не связаны, но при разной степени реалистичности они реальны и, таким образом, складывается представление об идеальном Я.
Представления о себе у подростка только формируются, поэтому они динамичны и нестабильны, а отсюда болезненная чувствительность к словам. Идеальное Я может сильно отличаться от реального, если уровень притязаний высокий, а осознание своих возможностей недостаточное. Разрыв между идеальным и действительным образом приводит к неуверенности в себе и внешне выражается в упрямстве, обидчивости, агрессивности.
Подростки мечтают не только о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. А задача родителей оказать помощь ребенку правильно себя оценивать, исправить имеющиеся «недостатки», предпринять реальные шаги самовоспитания.
В этот период оно становится возможным, потому что у подростка развивается саморегуляция и он уже способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. На границе с ранней юностью представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию.
Развитие Я-концепции взрослого человека.
Я-концепция в зрелом возрасте остается определяющим центром внутреннего мира личности. Доминирующим на этом этапе является целостное видение себя в контексте жизнедеятельности, которое основывается на оценочном процессе.
Личность оценивает положительно те переживания, которые являются свидетельством её положительного функционирования – «я правильно прожил большую часть своей жизни», «я достиг основных жизненных целей», «меня ожидает обеспеченная старость» и др.
Негативно оценивает или избегает переживаний, которые приносят вред, по её мнению, сохранению и функционированию своего Я – «я ошибался в жизни», «мне не достичь уже своих жизненных целей», «моя старость не обеспечена» и др.
Сущностные силы личности на этом этапе уже актуализированы и программа саморазвития, как правило, реализована. Возникает проблема согласованности личностного опыта с Я-концепцией. Их несогласованность переживается очень болезненно. Основные функции Я-концепции в зрелом возрасте остаются актуальными и способствуют:
Самосогласованию человека, стабильности его внутреннего мира и поведения;
Остаются источником жизненных ожиданий;
Обеспечивают соблюдение выработанной стратегии жизни и поведения.
Особенностью Я-концепции людей этого возраста является то, что они свою жизненную перспективу не рассматривают как достаточно длительную и реалистично относятся к своему будущему, ориентируясь на настоящее. Взрослый человек осознает свои жизненные задачи, которые оказывают влияние на развитие Я-концепции. Они заключаются в следующем:
Приобретение духовно-нравственного совершенства, жизненной мудрости и опыта, гражданской и социальной ответственности;
Достижение и поддержание достойного уровня жизни;
Обеспечение надлежащего отдыха;
Помощь детям и внукам в их ответственности за свое будущее;
Особая чуткость в супружеских отношениях;
Поддержка родителей преклонного возраста;
Забота о собственном здоровье.
Если ранняя взрослость человека не учитывала свои реальные силы и не предусматривала последствий, то в зрелом возрасте уже учитываются возможности и индивидуальные способности. Самоактуализация становится сутью Я-концепции. В этот период происходит усиление когнитивного компонента в самооценке и человек стремится трезво и рационально оценить себя, свою жизнь, свои достижения.
В зрелом возрасте люди высоко оценивают свои возможности и легко меняют свои социальные роли, а предпосылкой принятия ответственных решений является уверенность в своих силах. Социально значимые качества, на которые ориентируется личность, отражаются в Я-концепции.
Уровень притязаний в зрелом возрасте становится адекватным. Следовательно, в зрелом возрасте происходят важные изменения в Я-концепции, обусловленные образом жизни и его проблемами и появляются ощущения человека самодостаточного, состоявшегося или неудачника по жизни.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ