Налоги как инструмент бюджетного регулирования | Пример курсовой работы

Налоги как инструмент бюджетного регулирования

Цель данной работы – изучить теоретические основы и сущность налогового регулирования и налогов, налоговую систему РФ, а также рассмотреть налоги инструмент бюджетного регулирования.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить базой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда
1.2 Правовая основа налоговой системы

В настоящий момент существует три категории нормативных актов различного статуса по поводу взаимоотношений исчисления у уплаты налогов в бюджет: 1 группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства. Здесь главным элементом является НК РФ, в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории РФ, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, санкции за несоблюдение налогового законодательства и многое другое. Сюда же входят указы президента, которые регулируют отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, причастные каждому из действующих на всей территории России налогов.
Также в эту группу актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, так как в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Вторая группа это законы субъектов РФ, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством. Примером являются ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу). Третья группа это подзаконные нормативные акты.
Первым делом эта группа состоит из инструкции налоговой службы и Министерства финансов, тщательно описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. Инструкции, которые издаются финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов также включаются в эту группу подзаконнонормативных актов. Отсюда следует, что налоги – это один из экономических рычагов, посредством которых государство воздействует на рыночную экономику. На современном этапе рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве однозначного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Велика роль и значимость налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Благодаря налогу государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоги являются обязательными платежами и взносами в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы проводятся независимо от желания налогоплательщика. Всё же это вовсе не означает то, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, так как последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами [1, С.12].
Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это главнейший юридический факт, который порождает налоговую обязанность.
И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа.
Налоги – это один из важных экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику. Налоги, как и вся налоговая система, выступают мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Конечной целью государственного налогового регулирования является создание определенных условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.
Что касается Налоговой системы, она строится на принципах простоты, определенности, обязательности, социальной справедливости, эффективности. Принцип всеобщности предполагает, что все источники доходов должны облагаться налогами (за некоторым исключением, определенным в налоговом законодательстве). Принцип экономической эффективности предполагает, что налоговая система ни в коем случае не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию материальных, трудовых и иных ресурсов. Принцип определенности подразумевает, что налогоплательщик должен быть заранее оповещен о сумме, способе и времени платежа. Справедливость налогообложения – этот принцип является наиболее важным и основным при правильном построении налоговой системы и заключается в справедливом подходе к различным налогоплательщикам, а также приоритет их интересов в отношениях между ним и налоговой администрацией.
Принцип простоты налогообложения заключается, в том, что налоговое законодательство должно быть построено на простом и понятном для налогоплательщика языке, а процедура взимания налогов при этом была относительно дешевой. Рассмотрев более подробно правовую основу налоговой системы, можно сделать определенные выводы. На данный момент законодательство, которое регулирует отношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, включает в себя три вида нормативных актов различного статуса.
Несмотря на то, что налоги, можно сказать, стары как мир, в вопросах их сущности и назначения, установления и взимания, организации и принципов налогообложения, содержания налоговой деятельности государства, форм и методов осуществления этой деятельности до сих пор много неясного и спорного. В налогах нуждается государство, поскольку они выступают финансовой основой его существования. А в государстве, несмотря на то, что оно является институтом, отчужденным от общества и стоящим над ним, нуждается само общество, выступающее коллективным налогоплательщиком.
В итоге налоги столь же необходимы, как необходимо само государство, которое содержится за счет этих налогов. Но обусловлены эти налоги не потребностями экономики, а потребностями общества в государстве. Налоги порождены государством. Поэтому, чтобы добиться изменения налоговой системы, надо в первую очередь добиться изменения той доктрины, которой руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность, в том числе, устанавливая налоги, выстраивая их систему и осуществляя их взимание.
Проанализировав современную налоговую систему РФ можно выделить множество недостатков. К основным проблемам относятся: огромное количество налогов; трудные методики расчета, налоговая система не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны; нестабильность налоговой системы, отсутствие стабильности и конкурентоспособности по сравнению с налоговыми системами других государств. Для решения всех этих проблем необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать действующую налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Государственное регулирование включает в себя совокупность различных мер, которые носят законодательный, исполнительный и, конечно же, контролирующий характер. При этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство – не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу». Реализация дайной концепции потребует повышения политической активности общества, его консолидации и самоорганизации, превращения общества в самодостаточную политическую силу, способную реально влиять не только на финансовую политику государство, но и на формирование той идеологически господствующей доктрины, которой оно должно руководствоваться в процессе осуществления своей налоговой деятельности.
Цель данной работы – изучить теоретические основы и сущность налогового регулирования и налогов, налоговую систему РФ, а также рассмотреть налоги инструмент бюджетного регулирования.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!