на уроках математики в МЭШ как средство формирования самоконтроля у младших школьников

Цели и задачи

Введение и актуальность


Стимульный материал. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Приложение 2

Методика Б. Бурдона «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Цель: определить объем внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.
Возраст: 8-11 лет.
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-11 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые».
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Пример:

Заключение и вывод


Подводя итог анализу научно-теоретической, психолого-педагогической и методической литературе по теме настоящего исследования, можно сделать вывод, что в процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена специфика формирования учебного самоконтроля в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст ребенка обладает особой спецификой формирования универсальных учебных и иных действий, в том числе и самоконтроля. Как отмечают Л. В. Вершинина и Л. Е. Дичинская, навыки самоконтроля и саморегуляции являются обязательным условием формирования регулятивной сферы младшего школьника, а, следовательно, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности.
Успешное и эффективное формирования навыков самоконтроля учащихся младшего школьного возраста происходит посредством использования специально-организованных педагогических условий, целью который является целенаправленное воздействие на эффективность формирования данных умений. Среди таких условий можно выделить: формирование учебного интереса и положительной мотивации к самоконтролю, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, педагогов, родителей и школьников, что обеспечивает активизацию самостоятельности учеников, повышение эффективности процесса развития самоконтроля и саморегуляции в рамках учебной и учебно-познавательной деятельности.
2. Рассмотрено понятие и особенности уровневой дифференциации на уроках математики.
Под дифференцированным подходом в обучении понимают форму организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и появившиеся способности. В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется либо в профильной, либо уровневой форме. Основополагающим условием осуществления уровневой дифференциации в рамках образовательного процесса на уроках математики в начальной школе является дифференциация требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Использование в образовательном процессе заданий и упражнений, соответствующих разным уровням сформированности знаний и умений учащихся, является результативным и эффективным средством реализации дифференцированного подхода в обучении дисциплине «Математика» в начальной школе. Дифференциализация в обучении может быть реализована при соблюдении следующих педагогических условий:
- объем заданий и их непосредственное содержание необходимо подбирать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- использование разноуровневых заданий на различных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний).
3. Проанализирован проект «Московская электронная школа» как сочетание традиционного образования и цифровых технологий.
«Московская электронная школа» относится к тем электронным образовательным ресурсам нового поколения, которые имеют большой потенциал для расширения качественного образования, помощи молодым педагогам, ученикам, которые обучаются дистанционно или не могут по той или мной причине посещать занятия, родителям, которые нуждаются в педагогической консультативной помощи.
Цель проекта – предоставление надежных образовательных результатов, реализация различных форм педагогических технологий, информирование каждого жителя мегаполиса о ходе и результатах образовательного процесса, гарантия предоставления качественных электронных учебных материалов (учебники, рабочие тетради) каждому школьнику, оснащение классов основной и средней школы интерактивной панелью, каждого учителя персональным ноутбуком, обеспечение каждого здания школы высокоскоростным WiFi, создание равных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями – ведущие задачи электронной платформы «Московская электронная школа».
В рамках темы настоящего исследования был проведен современных учебно-методических пособий по математике, наиболее часто используемых в образовательном процессе начальной школы на предмет наличия дифференцированных заданий. Нами был проведен анализ следующих УМК: «Школа России», «Начальная школа 21 века», «Просвещение».
Подводя итог анализу УМК по математике, можно сделать вывод, что в рамках дифференциации образовательного процесса на уроках математики наиболее приемлемыми являются УМК «Начальная школа 21 века» и «Школа России», в которых реализован дифференцированный подход через систему заданий и упражнений. Учебник «Просвещение» в основном ориентирован на средних учеников, без особых способностей к математике. Он способен дать прочные базовые знания, но практически не предоставляет материалов повышенного уровня, что является отрицательной чертой с точки зрения дифференциации и индивидуализации обучения.
Для определения уровня развития учебного самоконтроля младших школьников были отобраны три диагностические методики, которые позволяют комплексно оценить сформированность данного навыка у учащихся:
1) Методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Проба на внимание».
2) Методика Б. Бурдона «Корректурная проба (буквенный вариант)».
3) Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ