Модели сотрудничества и борьбы за существование

Цели и задачи

Цель исследования – изучение модели сотрудничества и борьбы за существование.

Введение и актуальность


Проблема слабой формализуемости включает в себя ряд составляющих подпроблем, которые необходимо решить, для минимизации ошибки формализации. Первая составляющая проблемы слабой формализуемости - необъятность источников для исследования социально-экономических процессов. Социально-экономические процессы – это процессы, протекающие при взаимодействии людей между собой. Подобные процессы протекают в разных организациях, т.е. в организационных системах (например, фирмы, общественные объединения, организации, органы государственного и муниципального управления и др.); в территориальных, региональных и других социально- экономические образования и в др. Поэтому факторы, влияющие на их протекание, это факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, любых групп, экономических и политических субъектов, наконец, факторы, влияющие на экологию и климат Земли.
Эти факторы можно разбить на ряд групп.
1. Социальные, связанные с функционированием социальной сферы;
2. Экономические, связанные с уровнем экономического развития субъектов экономики, страны и каждого конкретного региона;
3. Политические, характеризующие влияние правовых гарантий в области социального воспроизводства населения и социально-политической ситуации на развитие общества и человека;
4. Правовые, обусловливающие законодательные нормы регулирования социально-экономических отношений, уровень правосознания населения;
5. Культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно—духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социально-экономические отношения;
6. Природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе, и влияющие на стандарты и образ жизни населения;
7. Демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, профессионально — квалификационную структуру;
8. Национально—этнические, определяющие воздействие на социально- экономические процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;
9. Социально—психологические, представляющие особенности проявления в социально-экономических отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.
Ввиду того, что учет в моделях всех факторов сильно усложняет модель без гарантии повышения её точности, следует отбирать только те факторы, которые непосредственно и существенно влияют на исследуемый процесс. Таким образом, следует констатировать, что решение первой составляющей проблемы слабой формализуемости – отбор только тех факторов, которые непосредственно и существенно влияют на исследуемый процесс. Математические имитационные модели призваны производить экспериментирование на компьютере, то есть проводить на компьютерах какие-либо расчеты. Для этого необходимо факторы как-то оценить, то есть для каждого фактора задать числовое значение. Этого достигают сопоставлением каждому фактору показателей, с помощью которых измеряют факторы. Фактор может измерять одним или несколькими показателями. Эти показатели и являются составляющими математической модели. Подобные показатели могут различаться как по масштабу, так и по типу (качественные или количественные), они различаются по виду (мажорируемые, минорируемые, центрально-эгалитарные). Вследствие этого их достаточно проблематично использовать вместе. Это является второй составляющей проблемы слабой формализуемости, то есть различие показателей, соответствующих разным факторам Решение этой проблемы – использовать разные математические инструментарии для разных процессов моделирования. Третья составляющая проблемы слабой формализуемости – проблема информационной неопределенности. Построение модели основано на получении и использовании информации о моделируемом процессе. Информационная неопределенность связана с такими свойствами социальной информации, как её полнота, доступность, актуальность и др. Изучение влияния информации на развитие общества началось в 20-х годах прошлого (20-го) века. Однако до настоящего времени так и не сложилось единого взгляда на это понятие. Это происходит ввиду того, что каждый новый виток в развитии общества, связанный либо с развитием техники, либо с развитием самого общества, выявляет все новые качественные признаки информации, что свидетельствует о высокой роли информации в общественном развитии.
В процессе многолетней дискуссии об интерпретации понятия «информация» выработалось деление информации на: физическую, присущую процессам отражения в неорганической природе; биологическую, циркулирующую в живой природе и формирующую ее структуры; социальную, возникающую и циркулирующую в человеческом обществе в процессе коммуникаций между людьми. В дальнейшем все рассуждения об информации будут касаться социальной информации. Наоборот ценность является субъективным свойством, так как полностью зависит от конкретных целей субъекта.
Доминирующим (главным) из этих свойств является – ценность, так как любую осмысленную деятельность субъекта определяет целесообразность, то есть действия индивида всегда производятся с какой-либо целью. Даже экономическая деятельность, подчиняющаяся экономическим законам, субъективна, так как вытекает из конкретного интереса человека. Доминирование такого свойства как ценность над остальными означает, что информация может быть и правильно понятая, и достоверная, и актуальная, но бесполезная для решения текущей проблемы. Примером может служить любая информация общего характера, не касающаяся решаемой проблемы. С другой стороны даже не правильно понятая, не достоверная и потерявшая актуальность информация может быть очень полезная.

Заключение и вывод

В основе методики построения моделей на основе теории графов лежит следующая идея: каждый процесс состоит из постоянно повторяющихся событий, которые: во-первых, могут быть охарактеризованы некоторыми количественно измеримыми или качественными показателями; во-вторых, связаны между собой причинно-следственными отношениями. Если формализовать последовательную смену событий по цепочкам причинно-следственных отношений, то можно моделировать подобные процессы. Главной отличительной особенностью этой методики моделирования является то, что в этом случае весь процесс должен разбиваться на цепочки причинно-следственных отношений. Формализация последовательной смены событий по цепочкам причинно-следственных отношений строится в виде ориентированного взвешенного знакового графа.
Вершины могут влиять также сами на себя, создавая петли, то есть стрелка выходит и входит в ту же самую вершину. Это бывает необходимо, если в модели надо учесть внешнее влияние на наш процесс. Внешние факторы агрегируются в какие-либо показатели, которые исходя из устойчивых тенденций выступают как саморазвивающиеся. Знаки на стрелочках означают направления изменений показателей в паре причинно-следственных отношений. Если в паре показатели меняются в одном направлении, то есть если один растет, то и другой должен расти, или один уменьшается, то и другой должен уменьшаться, в таком случае ставится знак плюс.
Если в паре показатели меняются в разном направлении, то есть, если один растет, то другой должен уменьшаться, или один уменьшается, то другой должен расти, в таком случае ставится знак минус. Величина wi,j – интенсивность причинно-следственного отношения между вершиной с номером i и вершиной с номером j. Функционирование моделей на основе теории графов строится по следующему алгоритму. Каждая связка причинно-следственных отношений передает активность от вершины – причины в вершину – следствия. Передача активности происходит в виде импульса, поэтому эти модели называются импульсными. Получив импульс, вершина становится активной. Далее свою активность вершина передает дальше по связкам причинно-следственных отношений.
Эти модели не позволяют получать числовые значения индикаторов, однако дают возможность проследить тенденцию изменений их. В этих моделях можно определить улучшились или ухудшились индикаторы по сравнению с начальным состоянием. В рамках этапа для определения связей между показателями попарно рассматриваются все показатели, и в этих парах выявляются показатели, между которыми есть непосредственная причинно-следственная связь. В отличие от непосредственной причинно-следственной связи связь может быть опосредованной, то есть влияние одной вершины на другую через третью.
Модели, основанные на разностных схемах. Разностная схема — это конечная система алгебраических уравнений, поставленная в соответствие какой-либо дифференциальной задаче, содержащей дифференциальное уравнение и дополнительные условия (например, краевые, то есть начальные, условия). Говоря проще, разностными схемами (конечно-разностными уравнениями) называются линейные многочлены, используемые для числового решения дифференциальных уравнений. Разностные схемы применяются для сведения дифференциальной задачи, имеющей континуальный (непрерывный) характер, к конечной системе уравнений, численное решение которых принципиально возможно на компьютерах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ