Мобильность научных кадров

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение мобильности научных кадров.

Введение и актуальность


Так как организм и среда пребывают в динамическом равновесии, их баланс меняется постоянно, а, следовательно, также стабильно должен происходить процесс адаптации. Адаптацию личности специалиста к новой работе возможно через появление у него особых психологических проявлений, обусловленных качественными различиями до и после организационных изменений, свойства которых детерминированы формированием новых компетенций.
В новых условиях важен вопрос воздействия правового сознания на профессиональную мобильность людей. Молодые специалисты, располагающие высокой степенью правового сознания профессионально мобильны, у них выше степень субъективного контроля в области производственных отношений.

1.2. Мобильность научных кадров в Европе

Болонская декларация говорит так - способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, результативному исполнению свободы передвижения, уделяя особое внимание:
– для студентов – доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам;
– для преподавателей, исследователей и административного персонала – признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских государствах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их законных прав.
Данные о межсекторальной мобильности сегодня имеются по не большому числу государств. Подобный анализ был проведен в исследованиях ОЭСР для 13 государств: Бельгии, Болгарии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Литвы, Нидерландов, др.
Данные были получены в 2000–2009 гг. Интенсивность мобильности по полученным данным резко разнилась. 26,9% специалистов высшей школы за 10 лет все таки изменили место работы.
Менее всего мобильны ученые из Болгарии, Бельгии, Румынии и России. Высокая мобильность присутствует Дании, Германии, Нидерландах, Израиле. Наибольшая мобильность в мире у специалистов США - каждые два года на новую работу переходит 25,7% специалистов.
По данным Европейской Комиссии из 4537 исследователей, работающих в университетах в государствах ЕС-27 имеют внутрисекторальную мобильность (60%) и межсекторальную (17%). .
А.К.Абдина отмечает, что степень мобильности отличается у ученых по областям наук и должности. Наибольшая межсекторальная мобильность наличествует у кандидатов наук в естественных и технических секторах, низкая в медицинских и сельскохозяйственных.
Наиболее мобильными считаются постдоки, по нормам на таком уровне специализации нельзя находиться на должностях в одной и той же организации дольше, чем 2–3 года подряд. Совсем не мобильны – аспиранты
Согласно И.Г Дежиной следует отметить, что исследования, даже проведенные в один и тот же период времени, показывают разные результаты. Разница результатов определяется выборками, от принятия определения межсекторальной мобильности в узком понимании и широком. Формированию межсекторальной мобильности мешают экономические, культурные, др. препятствия. Для государств ЕС препятствиями являются:

Заключение и вывод

Понятие мобильности тесно связано с концепцией человеческого и общественного капитала. Чем больше человеческий капитал, там лучше инновационная активность: качественнее образованные и более опытные специалисты, занимающиеся научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, они могут генерировать больше инноваций.
Степень мобильности отличается у ученых по областям наук и должности. Наибольшая межсекторальная мобильность происходит у кандидатов наук в естественных и технических секторах, низкая в медицинских и сельскохозяйственных. Наиболее мобильными считаются постдоки.
Тема внутренней мобильности кадров в России мало исследована. Российские ученые в основном изучают внешнюю (международную) мобильность или «утечку умов». Собрать данные о внутренней мобильности очень тяжело, нет статистики по стране. Нет фактов о том, куда перемещаются лица со степенью кандидата и доктора наук, сколько научных кадров ушло из науки, сколько безработны. Сегодняшние оценки внутренней мобильности обладают только вероятностным характером. Некоторое количество данных есть о переходах из одного государственного научного учреждения в другое или из вузов в НИИ и обратно. На примере некоторых кейсов известно, что внутренняя мобильность в России очень низкая. Отсутствие мобильности эксперты нашли вторым по значению недостатком «инновационного человека» в свете исполнения «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Мы согласны с тем, что при низкой вовлеченности преподавателей Вузов в научную работу межсекторальная мобильность ученых очень низкая. Межсекторальную мобильность понижает фактор снижения карьерного продвижения. Сидеть на одном месте свыше 5–7 лет не эффективно. Передвижение дает широту мышления, особенно при смене областей и отраслей, приводит к интенсификации развития отрасли. Особенно мобильность необходима ученым в отраслевой науке, техническим вузам. Смена отрасли полезна и для людей, и для отрасли. Усиливается степень изобретательской активности.
Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ