Методика организации и проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является рассмотрение  методики организации и проведения практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе.

Введение и актуальность


Дети в младшем школьном возрасте участвуют с большим интересом в самой разнообразной практической исследовательской работе. Ребенок, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности у младших школьников, приучают их к дисциплинированности и аккуратности, рациональности действий, экономности, самоконтролю и самокоррекции, саморазвитию во всех видах учебной и практической деятельности.
Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя адекватно целям и задачам темы урока рационально включить в его структуру практические задания, организовать учащихся для выполнения работ (распределение заданий при выполнении работы группами). Эффективность практических работ заложена и в квалифицированности учителя при проведении инструктажа, умения контролировать и корректировать выполняемую учащимися работу на всех ее этапах.
Система практических работ – необходимое условие обучения естественнонаучным дисциплинам. Назначение этих работ – закрепление теоретических знаний и формирование умений и навыков по курсу «Окружающий мир». Практические работы позволяют ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости изучаемого предмета, раскрытия его роли в повседневной жизни человека.
Таким образом, можно сказать, что использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет улучшить качество образовательного процесса.

Заключение и вывод

Проанализировав в данной работе специальную литературу по заявленной теме, можно сделать вывод, что практические работы играют большую роль в обучении. На уроках окружающего мира наблюдения, опыты, эксперименты и прочие практические работы составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения природы.
Проведенный анализ литературы и опыт работы педагогов показывает, что на уроках по окружающему миру практические работы просто необходимы. Важна здесь не только хорошая предварительная подготовка учителя, или грамотно изученный учеником теоретический материал, важно здесь, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое в ходе работы открывает для ученика новые горизонты еще не опознанного или подчеркивают важность уже пройденного материала. Еще интереснее протекает процесс практической работы, если в него привлекаются родители.
Следует отметить, что для учителя очень важно создавать благоприятные условия для самостоятельной практической творческой деятельности школьников и умело направлять эту деятельность.
Таким образом, можно сказать, что велико значение практических работ по окружающему миру в структуре учебной деятельности и значимо их влияние на эффективность обучения.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности, что возможно лишь в результате практических работ.
Задача общеобразовательной школы заключается, прежде всего, в подготовке учащихся быть адекватными окружающей биологической действительности.
Организация практической деятельности на уроках по окружающему миру позволяет учителям начальных классов развивать у обучающихся качества следующих составляющих созидающей личности:
человека творческого: создает исследовательскую среду как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
человека нравственного, родового: помогает принципиально принять многополярность окружающего мира, взаимность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей;
Использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебника и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что грамотная организация практических работ на уроках окружающего мира является одним из важных условий гармоничного развития младших школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ