Межпредметные связи права, истории, обществознания

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей межпредметных связей права, истории, обществознания.

Введение и актуальность


И уже в 90-е годы большинство педагогов и научных деятелей сошлись во мнении, что межпредметные связи – это особенно значимый «в условиях научной интеграции фактор формирования содержания и структуры учебного предмета, а сама структура учебного предмета служит одним из объективных источников многообразиях их видов и функций». Таким образом, изучение каждой дисциплины в отдельности от остальных обедняет процесс познания. И только используя межпредметные связи возможен целостный процесс обучения.
В современном мире возникают разнообразные подходы к образованию, формирующиеся в рамках многообразных теорий и концепций образования. Интеграция в образовательном процессе, основывающаяся на всеобщей объективной картине мира и предполагающая целостность формируемой личности ученика и всего процесса обучения является как раз одним из таких современных и быстро вливающихся в систему подходов. Понятие интегрированного подхода включает в себя взаимодополнение процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.
Исходя из этого, мы понимаем, что в современном образовании роль межпредметных связей значительно возросла, как и возрос подход к самому изучению и понимаю связей, ведь ее использование в системе образования может помочь с решением практических задач развития общества. Межпредметные связи способствуют повышению научности и доступности обучения, усилению познавательной деятельности учащихся и улучшению качества их знаний.
К сожалению, нет точных данных о том с какой регулярностью используются межпредметные связи среди учителей образовательных учреждений, но изучая научную литературу и научные статьи по теме применения межпредметных связей в образовании, мы убедились в том, что подавляющая часть педагогов и научных деятелей, уверены в целесообразности использования межпредметных связей в образовательном процессе на всех ступенях образования.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что несмотря на немалое количество спорных моментов вокруг данной темы, межпредметные связи применяются в работе, и соответственно, существует определенная структура и способы организации, на которые следует опираться во время создания урока с применением межпредметных связей и в процессе ведения самого урока.
«Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета».
Для создания модели межпредметных связей в учебной теме, следует провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.
Внутренний - это структурно-логический анализ содержания темы, которая в данный период времени изучается, на предмет выявления в ней ведущих положений и ключевой информации, которая является связеобразующим элементом.
Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем иных дисциплин учебного плана, где основной целью является выявление дублируемой информации с информацией смежных дисциплин и выявление "опорных" межпредметных знаний, которые необходимы для всестороннего раскрытия сути темы изучаемого учебного предмета.
При создании программы, по которой организуется весь учебный процесс занятия, стоит обращать внимания, что в любой дисциплине можно выявить:
– знания о природе, обществе, человеке и способах его деятельности;
– опыт осуществления известных способов деятельности,
– воплощающихся вместе со знаниями в навыки и умения личности; опыт творческой деятельности;
– опыт эмоционально-ценностных отношений к знаниям и действительности.
Все вышеперечисленные элементы присутствуют как в теоретических дисциплинах, так и дисциплинах профессионального цикла, что позволяет преподавателю выявить множество точек соприкосновения различных, на первый взгляд совершенно несовместимых, дисциплин. Но именно обширное и всестороннее использование межпредметных связей в процессе обучения позволит учащимся сформировать целостную картину мира.
После определения опорных межпредметных знаний следует их реализация, которая может проявляться несколькими способами:
– урочный (обобщающие уроки, учебные темы);
– тематический - вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной межпредметной проблемы;
– сквозной - система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;
– внутрицикловой (одинаковые темы в разных дисциплинах);
– межцикловой (конкретизация учебного материала за счет смежной темы родственной дисциплины, за счет дополнения информации).
Исходя из выше сказанного и проведя анализ информации о организации межпредметных связей в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что основой для успешного применения данных связей, а также повышения уровня знаний и умений у учащихся необходимо несколько составляющих, которые являются равноценными по отношению друг к другу:

Заключение и вывод

На сегодняшнем этапе развития педагогики результаты образования – это не только предметные, но и личностные, а также метапредметные результаты, которые играют решающую роль при решении различных жизненных ситуация в реальной жизни. На первый план выходит практикоориентированный характер обучения, который выражается в том, что ребенок получает не только теоретические знания, но и практические. В этом случае обучение может осуществляться во взаимодействии с колледжами, производственными организациями, музеями.
Образовательные результаты формируются в процессе учебной деятельности, но если мы хотим добиться новых образовательных результатов, то необходимо существенно изменить сам образовательный процесс.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ