Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть особенности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Введение и актуальность


Часть 1 ст. 453 УПК РФ устанавливает, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных законом, следователь, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
Следует отметить, что употребление в законе термина «запрос о правовой помощи» подразумевает составление документа не только в форме запроса. Как упоминалось ранее, в ряде международных актов этот документ носит название «поручение» (ст. 7 Минской конвенции), «просьба» (ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи  по уголовным делам) о правовой помощи.
Форма и содержание каждого из указанных видов запроса должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 454 УПК РФ и международно-правовыми актами. Запрос составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом и удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа.
Качество и срок исполнения запроса нередко зависят от полноты и корректности содержащейся в нем информации. Во избежание промедления в выполнении изложенной в запросе просьбы следует правильно указывать наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос, а также наименование органа, от которого он исходит.
В ч. 1 ст. 15 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи, но уголовным делам 1959 г. как общее правило скреплено положение о направлении запросов и получении ответов на них черезМинистерства юстиции сотрудничающих государств. Одновременно в указанной статье предусмотрено право государствапри подписании Конвенции заявить иной перечень органе. Российская Федерация этим правом воспользовалась и в оговорках к ст. 15 Конвенции определила круг центральных органов, закрепленных впоследствии в ст. 453 УПК РФ. И Россия не является исключением. Целый ряд государств-участников Конвенции в соответствии со спецификой национального законодательства рассматривает в качестве центральных иные ведомства. Для Израиля это — МИД, для Лихтенштейна — суд, для Люксембурга и Мальты — Генеральная прокуратура. Органы внутренних дел рассматриваются в качестве центральных национальных органов для целей Конвенции в Швейцарии и Великобритании. В Молдове, Словакии, Чешской Республике по два центральных органа (Генеральная прокуратура иМинистерство юстиции), а в Латвии — три (Генеральная прокуратура, Министерство юстиции и МВД) [13].
В двусторонних договорах о правовой помощи, гак же как и в многосторонних, общим правилом является организация взаимодействия через центральные органы.
Например, по Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г. центральным органом для России является Генеральная прокуратура РФ или назначенные Генеральным Прокурором РФ лица, для США — Министрюстиции или назначенные им лица.
Анализ приведенных выше международно-правовых норм позволяет сделать вывод об отсутствии в них единого подхода к определению круга центральных органов, уполномоченных взаимодействовать с органами других государств по вопросам взаимной правовой помощи. Вместе с тем во всех договорах как общее правило закуплено взаимодействие через центральные органы.
Необходимость направления запросов о правовой помощи через центральные органы обусловлена рядом причин. Прежде всего, это связано с обеспечением надлежащего контроля за соблюдением требованиймеждународных договоров, как с точки зрения обоснованности обращения запомощью, соблюдения правил оформления запросов, так и с точки зрения своевременного и полного исполнения запросов.Кроме того, центральный орган непосредственно обеспечивает исполнение поручений, связанных с временной передачей находящихся под стражей лиц в другое государство для допроса в качестве свидетеля или проведения очной ставки. Нельзя не учитывать и координирующую рольцентрального органа (органов) в процессе осуществления международной правовой помощи [12].

Заключение и вывод

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является одной из важнейших функций государства. Будучи надлежащим образом организованным и обеспеченным нормативно-правовой основой, такое сотрудничество создает надлежащий фундамент для иных форм взаимодействия на наднациональном уровне. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства представляет собой согласованную деятельность различных государств в лице их компетентных органов по оказанию помощи в осуществлении уголовного преследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также помощи при исполнении приговора.
До принятия УПК РФ вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства непосредственно регламентировались международными договорами Российской Федерации, а также договорами Союза ССР в части, не утратившей силу. Несомненным достижением стало то, что отечественный законодатель разработал и закрепил непосредственно в УПК РФ важнейшие правила, обеспечивающие соответствие отечественного законодательства международным стандартам, прежде всего закрепляющим права и свободы личности.
Анализ принципов международного сотрудничества показал, что принцип взаимности требует своего закрепления законодательно в более подробном виде с учетом следующих элементов:
при отсутствии между государствами соответствующего договора, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства может осуществляться на основе принципа взаимности;
взаимность в области международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства означает заверения иностранного или российского государства об аналогичной правовой помощи в сходной ситуации, при наличии соответствующего запроса;
принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий и письменным обязательством соответствующих уполномоченных органов Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Правовая система международного сотрудничества России базируется на нормах Конституции РФ; многочисленных международных конвенциях, декларациях, пактах и договорах; региональных и двусторонних международных договорах РФ; нормах различных отраслей отечественного права, в том числе уголовно-процессуального закона.
Необходимо отметить, что выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора является частью международного сотрудничества.
Поскольку в работе было отмечено, что не существует законодательного закрепления определения рассматриваемого понятия, в работе было предложено авторское определение: «основанная на принципах и нормах международного и национального права процедура передачи для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния, а также государству, гражданином которого является данное лицо, для осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного лица».
В настоящее время наиболее развитой формой международного сотрудничества является правовая помощь одного государства другому по уголовным делам.
Оказание правовой помощи - особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности участников уголовного процесса при определяющей роли государственных органов различных государств по оказанию помощи друг другу в сфере уголовного процесса.
В работе был сделан вывод о том, что процесс направления запроса о правовой помощи нуждается в исполнении множества процедур, к каждой из которых предъявляется огромное количество требований. Сложнее всего соблюдать условия, касающиеся самого запроса, а именно его содержания и языка.
С учетом положений главы 54 УПК РФ был сделан вывод о том, что прежде чем составить запрос о выдаче и направить его компетентным органам другого государства, необходимо привлечь лицо в качестве обвиняемого, затем он должен быть объявлен в международный розыск и далее должна быть избрана такая мера пресечения, как заключение под стражу.
Вместе с тем УПК РФ не регулирует порядок объявления лица в международный розыск, поэтому в работе было предложено ввести в УПК РФ соответствующую статью. Объявление лица в международный розыск не является стадией выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а предшествует выдаче.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ