Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и ее роль в развитии международного воздушного права

Цели и задачи

Цель настоящего исследования – анализ деятельности Международной организации гражданской авиации и ее роли в развитии современного международного воздушного права.

Введение и актуальность


В целях обеспечения безопасности всех международных полетов важным значением обладает создание единого технологического режима, что представляется возможным только на базе единообразных правил современной международной аэронавигации. Данную работу сегодня производит ИКАО посредством принятия различных технико-нормативных документов, которые содержат технические и юридические требования к воздушным судам, а также их экипажу и к аэронавигационным службам. Такие требования отражены в стандартах и рекомендуемой практике, в правилах аэронавигационных служб, в рекомендациях и в процедурах.
При том, что технико-юридические предписания и требования, в какой бы конкретной форме они не были закреплены, являются строго рекомендательными, существует определенная иерархия между ними. Стандарт включает высшие эталонные критерии, которым требуется следовать для безопасности всей международной аэронавигации, чего, по сути, не скажешь о требованиях практики. И стандарты, и вся рекомендуемая практика получают оформление в виде соответствующих приложений к Конвенции 1944 г., которых сегодня насчитывается около 20.
Основной особенностью технических и юридических предписаний, которые разрабатываются и принимаются ИКАО, выступает то, что все они представляют технико-юридические эталоны, которые имеют морально-политическое, а не юридическое значение.
Соглашаясь с определенными стандартами и рекомендуемой практикой либо правилами, любое государство может их отклонить в любой момент, если посчитает, что это необходимо. Но так как многие технические и юридические предписания ИКАО дают гарантию необходимого уровня безопасности современных международных полетов, государства все же стремятся выполнять их досконально. Уклонение же от соблюдения таковых неминуемо приведет к снижению всего уровня безопасности полетов. Поэтому государства идут по пути применения и исполнения стандартов ИКАО, стараясь их не игнорировать.
Кроме межправительственных авиационных организаций имеется также большая группа (порядка 200) разных неправительственных авиационных объединений.
В их числе присутствуют эксплуатационно-технические, экономические, научные и профсоюзные авиационные организации.
Есть также ряд неправительственных авиационных организаций, которые специализируются на разных вопросах воздушного страхования, спорта и авиационного туризма, медицины и т.п.
Бесспорным лидером таких организаций можно считать Международную ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА), которая объединяет авиакомпании сразу пяти континентов планеты.
Сегодня ИАТА является второй по исключительности после ИКАО организацией, которая играет важную роль в деле формирования единой правовой, экономической и технической политики авиакомпаний в сфере международного воздушного транспорта в универсальном поле.
Возвращаясь к стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, следует отметить, что в отношении применения таковых Чикагской конвенцией установлен вполне либеральный режим. Так, в соответствии со ст.ст. 37-38 государства несут обязанность в «максимальной степени» применять рекомендуемую практику и стандарты, а о таких, которые по внутренним причинам не одобряются государствами, необходимо извещать  ИКАО, которая, в свою очередь, ставит в известность об этом прочих членов Организации.  Вся международная система, таким образом, выстроена на праве единоличного выбора конкретным государством определенных стандартов Организации, наиболее соответствующих его национальным интересам и возможностям реального их воплощения. Заметим, что реализация стандартов является дорогостоящей процедурой и далеко не всякое государство может их внедрить, невзирая на очевидную их пользу.
В течение последнего десятилетия международная организация вырабатывала все новые походы по решению проблемы обеспечения безопасности международных полетов. Решающая роль в этом осталась за Конференцией Высокого уровня, проведенной ИКАО в марте-апреле 2010 г. Конференция, в частности, приняла ряд рекомендаций по:
1) введению механизма перманентного мониторинга;
2) переходу к внедрению участниками ИКАО государственных программ обеспечения безопасности международных полетов;
3) установлению между странами режима свободного обмена любой информацией относительно безопасности международных полетов.
ИКАО разработала Глобальный план обеспечения международных безопасности полетов и Глобальную дорожную карту обеспечения международных полетов. Также было предусмотрено создание региональных  групп для обеспечения безопасности международных полетов. Главной целью Универсальной программы ИКАО стало проведение частых проверок безопасности международных полетов на базе всеобъемлющего подхода.
В целом, соблюдение стандартов организации является краеугольным камнем программы. Главный акцент, в отличие от прежнего подхода, делался на четком соблюдении нормативных пунктов приложений к Конвенции 1944 г., теперь же новый подход основывается на эффективности, то есть внедрении всех систем управления безопасности международных полетов, что и должно быть сутью госпрограмм обеспечения безопасности таких полетов.
В основу системы управления положено сразу два принципа – управления факторами возможного риска для безопасности международных полетов и гарантии их безопасности.
Программы также должны определять  четкие структурные рамки, которые позволяют государству и поставщикам оборудования эффективнее принимать общие усилия по устранению всевозможных проблем в сфере безопасности полетов.
Программы и их принципы заставят по-другому принимать и реализовывать меры для обеспечения безопасности международных полетов. Главным теперь является принятие именно упреждающих мер, вместо устранения последствий авиапроисшествий.

Заключение и вывод


Говоря о направлениях деятельности ИКАО, необходимо отметить, что она принадлежит к международным организациям с развитой нормотворческой функцией, которая проявляется в следующих формах. В Юридическом комитете ИКАО разрабатываются проекты многосторонних конвенций по отдельным вопросам международного воздушного права, которые затем принимаются на международных конференциях, созываемых под эгидой ИКАО. Примером могут служить Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и Монреальская конвенция о борьбе о незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.
Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Таким видом нормотворчества ИКАО занимается с самого начала своей деятельности.
Одним из направлений многоплановой деятельности ИКАО является оказание функциональной помощи развивающимся государствам. Ежегодно помощь от ИКАО получают свыше 100 стран. Такая помощь осуществляется в основных трех формах:
1) командирование экспертов;
2) выдача стипендий в целях подготовки экспертов в сфере гражданской авиации; и
3) поставка различного оборудования для национальных аэропортов.
Кроме ИКАО, которая является универсальной организацией, действует также ряд международных региональных организаций и органов, функционирующих в области гражданской авиации, и с ними ИКАО тесно сотрудничает.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ