Методы управления общественным мнением и государственная политика
Цели и задачи
Цель данной работы - изучение методов формирования общественного мнения и взаимодействия с органами государственной власти.
Введение и актуальность
Фильтрующие вопросы позволяют выявить осведомленность респондента о конкретной проблеме. При помощи открытого вопроса определяются взгляды, ориентация человека, у которого берется интервью. Причинные вопросы позволяют определить, почему респондент придерживается именно таких взглядов. Эти вопросы важны для получения представления о качественной характеристике мнения. Специфические вопросы содержат конкретные предложения о решении той или иной проблемы. Они предполагают краткий утвердительный или отрицательный ответ. С помощью вопросов пятой категории уточняется, насколько глубока убежденность опрашиваемых. Например, какие шаги сделает тот или иной человек для реализации своих взглядов, есть ли возможность изменить его точку зрения и т.п.
Изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить при объективном анализе малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил. Применять методы социологического анализа можно и при изучении поступающих в различные государственные и общественные организации писем от населения.
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Социология, юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответы на вопросы: "Чего хочет читатель, радиослушатель и т.д.?", "Что по тому или иному поводу думает народ?" и т.п. Верный ответ на подобные вопросы помогает увязывать научную работу с жизнью, теорию с практикой, гарантирует от ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные выводы возможны на основе точной, разносторонней, объективной и многократно проверенной информации об общественном мнении.
Все факторы формирования общественного мнения можно подразделить на две группы – объективные и субъективные.
Объективные факторы – это непосредственное воздействие на сознание людей окружающих условий жизни, прямое влияние жизненных обстоятельств, таких как: индивидуальный жизненный опыт, существующие традиции и т.п. К объективным факторам можно отнести следующие: индивидуальные потребности, коллективные интересы и установки, стереотипы, социальные проблемы и т.д. Все они зависят от политических, экономических, культурных и иных условий жизни.
Одним из главных факторов формирования общественного мнения являются индивидуальные потребности, которые проявляются во влечениях, желаниях и прочих проявлениях человека. Они не остаются неизменными, а трансформируются в зависимости от роста качества жизни как отдельного человека, так и того или иного сообщества. Коллективные интересы и установки, которые часто рассматриваются как часть общественного мнения. Но коллективные потребности и интересы в самых разных сферах можно назвать определяющими факторами мнения. Среди них встречаются подсознательные, полу осознанные и индивидуальные желания и потребности.
Здесь начинают господствовать коллективные установки и стереотипы. Понятие установка вводится для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
Рассмотрим субъективные факторы формирования общественного мнения более детально. Все способы воздействия на общественное мнение, которые носят сознательный характер, являются субъективными факторами формирования общественного мнения.
Во-первых, здесь всегда есть заинтересованные в определенном общественном мнении субъекты (политические деятели, лидеры мнений, руководители корпораций, СМИ и т.д.), которые не столько отражают и выражают в своих речах, выступлениях, призывах общественное мнение, сколько формируют его. Уже одно то, что они являются монополистами в производстве общественно-значимой информации, выделяет их из всей остальной субъектной структуры общественного мнения.
Во-вторых, эти субъекты «работают» с общественным мнением, т.е. берут его не таким, какое оно есть, а таким, каким оно должно быть (стать) с их точки зрения. Это во многом не процесс прямого воздействия объективных факторов на общественное мнение, а опосредованное влияние – с помощью искусственно созданных социальных проблем, спровоцированных событий, рекламы, PR-технологий. «Публичное поле», в котором только реально и функционирует общественное мнение, как правило, захвачено этими субъектами, так как именно они имеют ресурсы (каналы и т.д.) для производства и распространения социальной информации.
В-третьих, в условиях массовых, интенсивных и разнонаправленных потоков информации средний человек просто не способен охватить всю поступающую информацию, а главное – проверить ее. В силу этого ему приходится или полагаться на мнение «лидеров мнений», или поддаваться давлению группового мнения.
Общественное мнение складывается на основе широко распространённой информации, как-то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, а также слухов, сплетен, заблуждений.
В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации, в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания. В современности, в условиях развития информационного общества существенно возрастает влияние электронных средств массовой информации, а также сосредоточенных в Глобальной сети Интернет — многочисленных социальных сетей, форумов, блогов, Twitter, Youtube и пр.
В качестве вывода к данной главе можно сделать следующие заявления. В рамках изучения теоретического аспекта процесса формирования общественного мнения, были изучены все необходимые понятия и термины. Важно отметить, что на общественное мнение очень сильное воздействие оказывают мнения людей, которые признаются в обществе конкретной страны достаточно авторитетными и компетентными по рассматриваемой проблематике, личный опыт отдельных граждан. Инструментами оказания влияния на общественное мнение со стороны органов государственной власти в настоящее время можно назвать пропаганду и цензура. Кроме того, к способам формирования общественного мнения принято относить и так называемую «спираль молчания».
Заключение и вывод
В рамках изучения теоретического аспекта процесса формирования общественного мнения, были изучены все необходимые понятия и термины. Важно отметить, что на общественное мнение очень сильное воздействие оказывают мнения людей, которые признаются в обществе конкретной страны достаточно авторитетными и компетентными по рассматриваемой проблематике, личный опыт отдельных граждан. Инструментами оказания влияния на общественное мнение со стороны органов государственной власти в настоящее время можно назвать пропаганду и цензура. Кроме того, к способам формирования общественного мнения принято относить и так называемую «спираль молчания».
Влияние органов государственной власти на СМИ определяется политической системой в каждой конкретной стране и уровнем участия во владении каждым конкретным СМИ. Несмотря на тот факт, что традиционные СМИ остаются довольно мощным инструментом формирования общественного мнения, важно отметить тот факт, что с каждым годом влияние через интернет, приобретает все большее значение. И очень ярким и серьезным подтверждением этому факту мы напрямую увидели на примере выборов президента самой экономически развитой и самой влиятельной страны в мире.
В рамках работы было выяснено, что уровень влияния различных СМИ и структур на общественное мнение очень внушительный. Существуют определенны цифры, которые были открыты учеными социологами еще в прошлом веке, остаются полностью актуальными и на сегодняшний день.
Примерно три четверти всего населения абсолютно ни в чем не разбираются и разбираться не хотят, и реагируют в первую очередь эмоционально, мыслят исключительно шаблонами и полностью убеждены, что готовый ответ на любой вопрос кто-то должен им дать. Причем данный ответ обязательно должен быть емким, коротким и весьма несложным для их понимания.
В настоящее время помимо традиционных способов формирования необходимого общественного мнения, появилось очень много принципиально новых методов и способов, которые как правило напрямую связаны с самой динамично развивающейся частью современного общества – Интернетом. В данном случае, очень важно со стороны каждого государства осуществлять эффективную политику в инновационной сфере, связанную с формированием общественного мнения граждан страны.
С практической точки зрения, современный принцип формирования необходимого общественного мнения в рамках вполне конкретной проблематики, достаточно прост. Абсолютно тотальное осуществление мониторинга всего, что может потенциально принести пользу и довольно примитивные, которые нацелены в первую очередь на эмоциональное воздействие сообщения в различных соцсетях. Это приносит успех в настоящее время и будет приносить успех в будущем.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт