внешняя политика франции при правлении шарль де голля

Цели и задачи

Цель исследования: изучение внешнеполитической концепции Франции и ее реализации при Шарле де Голле.

Введение и актуальность


Как и везде в колониях, в Алжире референдум 28 сентября 1958 г. по проекту новой конституции имел значение акта самоопределения. Впервые избирательное право предоставлялось женщинам-мусульманкам — важный шаг на пути модернизации и европеизации арабской общины. ФНО запретил своим сторонникам участвовать в референдуме, но французская армия сделала все, чтобы 80% внесенных в списки приняли участие в голосовании и 96% проголосовали за «французский Алжир».
Уже в апреле 1959 г. он пришел к выводу, что колониального Алжира, образ которого хранила память старшего поколения, больше не существует. Его летнее турне по мятежной колонии убедило его в необратимости стремления алжирцев к независимости, и в своем выступлении 16 сентября 1959 г. он предложил алжирцам самоопределение, считая при этом неприемлемыми две крайности: как «франсизацию» (офранцуживание), так и «сецессию». 
Ультраколониалисты восприняли заявление де Голля как отречение от идеи «французского Алжира», как измену. Когда 24 января 1960 г. президент отозвал из Алжира тесно связанного с ультраколониалистами бывшего председателя «Комитета общественного спасения» генерала Массю, они подняли мятеж, известный под названием «недели баррикад». Пользуясь сочувствием армейской верхушки, ультраколониалисты организовали демонстрации в защиту «французского Алжира», построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы.
Действия алжирских ультраколониалистов встретили одобрение их французских единомышленников, в том числе и в правящих кругах. Один из основателей ЮНР, государственный министр Жак Сустель, выступил в поддержку мятежников. Он был выведен из состава правительства и исключен из ЮНР, после чего бежал из Франции и возглавил деятельность ультраколониалистов. К Сустелю присоединились около двух десятков депутатов БНР, бывший председатель Совета министров, лидер МРП Бидо, Пужад и его группа, ряд генералов и политиков. Заколебался даже премьер-министр Дебре, известный своей личной преданностью де Голлю.
Покончив с мятежом ультраколониалистов, французское правительство продолжило переговоры с Временным правительством Алжирской Республики. Они проходили во французском городе Эвиан и 18 марта 1962 г. завершились подписанием Эвианских соглашений. Алжир получил политическую независимость, а Франция временно сохранила военную базу в Алжире и преимущественное право на добычу нефти в Сахаре. Европейскому населению Алжира были обещаны гарантии безопасности, однако почти все оно (более 700 тыс. человек) предпочло переселиться во Францию.
Очередной референдум, проведенный де Голлем в апреле 1962 г., показал, что свыше 90% избирателей одобряет Эвианские соглашения. Их подписанием закончилась война в Алжире. Французская армии потеряла в этой войне около 25 тыс. человек убитыми, Алжир – более 1 млн.
Независимость Алжира означала конец колониальной империи. Под властью Франции сохранились только остатки ее прежних владений: Французское Сомали (с 1977 г. – независимая Республика Джибути) в Африке, Французская Гвиана в латинской Америке, несколько островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, Французская колониальная империя распалась.
После подписания Эвианских соглашений ушел в отставку премьер-министр Дебре, сомневавшийся в правильности алжирской политики де Голля. Его сменил начальник личной канцелярии президента Жорж Помпиду, который играл важную роль во время переговоров с представителями Алжира.

Заключение и вывод

Внешнеполитический курс президента Пятой республики Шарля де Голля является неоднозначным и сформированным в силу международной среды того времени, внутриполитических процессов, личностными характеристиками генерала и многими другими факторами.
В рассматриваемый нами период внешняя политика Пятой республики оказала существенное влияние на международную обстановку. За это время в развитии внешнеполитической деятельности Франции произошел ряд важных сдвигов, которые, несмотря на противоречивость политики правящих кругов страны, объективно сыграли позитивную роль.
В комплексе внешней политики Пятой республики можно выделить три основных направления.
Первое - отношения с США и НАТО. Эти отношения развивались не однозначно. Шарль де Голль выступал против политического и военного подчинения Франции Соединенным Штатам и американизированному командованию НАТО, против военной интеграции, за участие в Североатлантическом пакте на базе межгосударственного союзнического сотрудничества и политики национальной независимости. Логическим завершением этой линии был выход Франции из военной организации Атлантического союза, и отношения с НАТО строились после этого на новой основе. Тем самым голлисты преследовали две политические цели: во-первых, избежать автоматического вовлечения Франции вопреки ее воле в «чужую войну»; во-вторых, изъять свои вооруженные силы из подчинения американо-натовскому командованию и полностью распоряжаться ими, создав собственные силы.
Второе направление - политика в Западной Европе.
Де Голль и его последователи стремились к созданию блока европейских государств, располагающего своей военной организацией, своими военными средствами и свободного от экономического, политического и военного подчинения США, но связанного тесным союзом с ними.
Дипломатическая стратегия де Голля была направлена на обеспечение Франции лидерства в так организованной Западной Европе.
Все эти максималистские планы создания "европейской Европы играли важную роль при определении конкретных позиций Пятой республики по коренным вопросам атлантической и западноевропейской политики в ее основных сферах.
Центральное место в этой области занимали отношения с ФРГ, что обусловливалось историческими, географическими, экономическими, военными факторами. Без «примирения» с Западной Германией, без сотрудничества с ней, руководители Пятой республики не могли рассчитывать на какой-либо успех в организации «европейской Европы». Они нуждались в поддержке ФРГ и в достижении своих целей как в области отношений с СССР, так и в области отношений с США.
Третьим, решающим по положительному значению, направлением внешнеполитической деятельности Пятой республики была и остается политика в отношении СССР и других социалистических стран.
В годы Четвертой республики, в разгар "холодной войны", в политике Франции по отношению к СССР и другим странам социалистической системы резко проявлялись негативные тенденции.
После сформирования Пятой республики ее руководители считали своей основной целью перед лицом опасности возникновения мировой термоядерной войны. Этим в основном определялось коренное изменение ориентации внешней политики Франции. Французские правящие круги сознавали, что без сотрудничества с СССР достижение их целей было бы не реальным.
Но эта важнейшая в голлистской политике позитивная концепция, которая предусматривала сотрудничество с СССР и другими странами социалистической системы, соседствовала с определенной линией на «сдерживание» роста сил социализма. Этим объясняется неравномерность, а подчас и противоречивость французской политики по отношению к СССР и всему социалистическому содружеству.
Таким образом, внешнеполитический курс Пятой республики в период президентства Шарля де Голля привел к большему количеству позитивных моментов, произошедших в изучаемый период на мировой арене, нежели негативных. Именно политика де Голля заложила основы дружественных отношений с рядом стран, он возвратил Франции былую мощь и славу, страна стала тем государством, с которым стали считаться.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ