Методы психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.
Цели и задачи
Цель исследования – провести теоретический анализ проблемы методов психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.
Введение и актуальность
Уровень 2. Проблемы в семье. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Симптоматическое поведение «идентифицированного пациента» анализируют как следствие нарушения функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействия и структурных особенностях семейной организации. Придается большое значение сбора семейного анамнеза, структуре семьи, иерархии, объединенности, границам, коммуникации, треугольнике как единицы оценки семьи, коалициям, стадии жизненного цикла, семейной истории, горизонтальным и вертикальным Стрессоры.
Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы. Они охватывают нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения пациента, которые объясняются с позиции теории обучения (когнитивный дефицит или искажения):
контакт;
невербальные проявления коммуникации;
пассивная (пассивно-агрессивная), агрессивная или уверенное поведение;
развитие социальных навыков;
характеристика сферы общения пациента;
самооценка - адекватная, низкая, завышена;
способность к адаптации, устойчивость к стрессу;
копинг-механизмы (механизмы преодоления трудностей и стресса)
аффекты (следует особо описать такие аффекты как тревога, депрессия, страх, чувство вины, апатия)
мотивы поведения (следует искать мотивы поведения особенно в сферах сексуальной и агрессии, обратить внимание на иерархию мотивационно-потребительской сферы, установить блокировку основных потребностей, определить временную перспективу);
характеристика степени личной зрелости; «Условная выгода» симптомов
суицидальные мысли и намерения;
ресурсы и положительные особенности ребенка.
Уровень 4. Эмоциональные конфликты. Эмоциональные расстройства имеют сознательную и бессознательную стороны (двойное дно) защитные системы (наличие защиты можно изучать при наличии или отсутствии фобий, обсессивно-компульсивного поведения) невротические механизмы защиты - бессознательные способы редукции эмоционального напряжения; установление специфических автоматических мыслей, предшествующих негативным эмоциям или дезадаптивному поведению (связь между иррациональными установками и поведением). Следует учитывать фазы психического развития по Ковалеву и Фрейду.
Уровень 5. Нарушение развития и личные расстройства. На этом уровне формируются длительные и глубинные отклонения. Это касается различных аспектов как «искаженного», так и «поврежденного» развития: аутизм, ядерные психопатии, психогенные формирования личности, а также специфические аномалии развития. Подобные нарушения часто является эго-синтонного, что необходимо учитывать при выборе метода психотерапии.
Уровень 6. Биологические нарушения. Биологические факторы (осложненная беременность, пре-, пери-, постнатальные нарушения ЦНС) могут быть ведущими в происхождении симптоматического поведения.
Психотерапия периода взросления должна соответствовать специфическим потребностям этой жизненной фазы.
Заключение и вывод
Распространение методов психодинамической парадигмы в России имеет ряд историко-культурных предпосылок. Однако успешность их применения в современном психотерапевтическом пространстве связано не только с должным их изучением, но и осмыслением и обработкой с учетом социокультурного контекста в теории и на практике.
Психоаналитическое направление в психотерапии было и остается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и распространенных направлений. Можно сказать, что именно психоанализ заложил основы современной психотерапии.
Дети и подростки, направляемые на психоанализ, имеют проблемы различной тяжести и различного содержания. Конкретная история развития будет различаться у каждого ребенка. Однако всех их объединяет тот факт, что внутренний эмоциональный ландшафт нарушен. Чтобы разобраться в существующих нарушениях, детский психоаналитик обращает внимание, в первую очередь, на следующие параметры развития ребенка.
В результате проведенного исследования применения в отечественных условиях психодинамического метода кататимно-имагинативной психотерапии обнаружены данные о культуральной специфике в его использовании, что проявляется в особенностях проблематики клиентов, которая «прочитывается» в их образах и рисунках, в своеобразном восприятии ими некоторых стандартных и других известных мотивов КИП, в символике образов и их динамике за ходом имагинации, а также в особенностях стиля, стратегий работы с образами, моделей психотерапевтической помощи, которую выбирает психотерапевт. В связи с этим можно говорить о характерных для отечественного пространства тенденций к определенной модификации в принципах и техниках КИП: акцент на проработку проблем сепарации от внешних объектов; усиления роли эмпатийно-поддерживающего стиля в психотерапевтическом процессе; учета культуральной специфики в символике образов и их динамике, что побуждает к выбору адекватных особенностям отечественных клиентов мотивов КИП, стратегий в работе с имагинацией, моделей психотерапевтической помощи. Актуальным является также внесение определенных корректив в диагностические критерии нормы и патологии, которые определяются на основе образных репрезентаций взрослых, детей и подростков, семейных пар.
Психоаналитическое направление в психотерапии было и остается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и распространенных направлений. Можно сказать, что именно психоанализ заложил основы современной психотерапии.
Дети и подростки, направляемые на психоанализ, имеют проблемы различной тяжести и различного содержания. Конкретная история развития будет различаться у каждого ребенка. Однако всех их объединяет тот факт, что внутренний эмоциональный ландшафт нарушен. Чтобы разобраться в существующих нарушениях, детский психоаналитик обращает внимание, в первую очередь, на следующие параметры развития ребенка.
В результате проведенного исследования применения в отечественных условиях психодинамического метода кататимно-имагинативной психотерапии обнаружены данные о культуральной специфике в его использовании, что проявляется в особенностях проблематики клиентов, которая «прочитывается» в их образах и рисунках, в своеобразном восприятии ими некоторых стандартных и других известных мотивов КИП, в символике образов и их динамике за ходом имагинации, а также в особенностях стиля, стратегий работы с образами, моделей психотерапевтической помощи, которую выбирает психотерапевт. В связи с этим можно говорить о характерных для отечественного пространства тенденций к определенной модификации в принципах и техниках КИП: акцент на проработку проблем сепарации от внешних объектов; усиления роли эмпатийно-поддерживающего стиля в психотерапевтическом процессе; учета культуральной специфики в символике образов и их динамике, что побуждает к выбору адекватных особенностям отечественных клиентов мотивов КИП, стратегий в работе с имагинацией, моделей психотерапевтической помощи. Актуальным является также внесение определенных корректив в диагностические критерии нормы и патологии, которые определяются на основе образных репрезентаций взрослых, детей и подростков, семейных пар.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт