Методика развития речи на основе анализа текста ( своя подтема)

Цели и задачи

Цель работы: изучить методику развития речи на основе анализа текста.

Введение и актуальность


Существует множество видов анализа текста: это анализы по разделам изучения русского языка (фонетический, грамматический, морфологический, синтаксический, стилистический), анализ текста в зависимости от аспекта рассмотрения объекта (культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой, комплексный) и др.
В педагогическом речеведении появилось новое понятие «речемыслительные умения», складывающееся из речевой способности, речевой готовности, речевого умения и речевого навыка (3,129). Работу необходимо строить поэтапно: вызов интереса, затем целеполагание, которое определяет речевую готовность, затем речь внутренняя выходит на уровень внешней речи.
Поскольку, речевое умение формируется во внешней речи, то задача учителя обсудить ЧТО говорить и КАК ученику выразить в тексте.
Эти этапы Антонова призывает проходить регулярно (вырабатывая рефлексию), что повлечет за собой формирование речевого навыка.
При акте слушания также главную роль играет мотивация, потому что в случае замотивированности при чтении или слушании адресант включает речевое умение переводить услышанное или прочитанное в свою внутреннюю речь. Внутренняя речь подвергает прочитанное осмыслению, для ребенка сложность состоит в том, что у него запас слов еще небольшой и нет навыка запоминать длинные предложения, поэтому учителю нельзя быть многословным, нужно пользоваться простыми предложениями, усложняя их по мере роста навыков учащихся. Новое знание требует многократного закрепления, которые связаны с рефлексией.
Е.С.Антонова рекомендует строить занятия, учитывая этапы обучения по П.Я.Гальперину (модель коммуникативно-деятельностной технологии):
ориентирование учащегося (цель, определение результата, средств;
исходя из предполагаемого результата, план действий: материал, способы, порядок операций;
выполнение учеником действий с проговариванием;
контроль (сравнение полученного результата с предполагаемым).
Таким образом, урок развития речи на основе анализа текста – весьма эффективный способ совершенствования речемыслительных способностей учащихся. Важно правильно использовать новые технологии в методике преподавания русского языка, ориентироваться на учащегося в выборе методов, способов и материалов. Так можно достичь главной цели – формирование языковой компетенции школьника.

Заключение и вывод


Итак, изучив вопросы методики развития речи на основе анализа текста, мы пришли к следующим выводам:
современная система преподавания русского языка в школе претерпела кардинальные изменения, в связи с изменившимися запросами государства, общества;
современная методика преподавания русского языка опирается на системно-функциональный и коммуникативно-деятельностный подходы, которые обеспечивают направленность обучения не только на передачу знаний, обучая правилам и пересказыванию, но и на включение речемыслительной деятельности ребенка, что способствует формированию компетенций учащегося (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой);
современная методика преподавания обладает массой способов организации урока развития речи; обязательным узловым моментом любого должен являться мотив, побуждающий ученика к действию (изучению, исследованию);
современная методика развития речи учащихся на уроках предлагает новые формы работы: эссе, рецензия, анализ, которые позволяют развивать речемыслительные возможности школьников, что является необходимостью реальности.
Преследуя задачи работы, мы охарактеризовали основные подходы в обучении связной речи учащихся на современном этапе; основные направления разработки компетентностного подхода к изучении русского языка в школе; уточнили виды анализа текста, выбрав для работы лингвистический анализ, составили конспект урока развития речи на основе данного метода.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ