Методика развития речи на основе анализа текста ( своя подтема)
Цели и задачи
Цель работы: изучить методику развития речи на основе анализа текста.
Введение и актуальность
Существует множество видов анализа текста: это анализы по разделам изучения русского языка (фонетический, грамматический, морфологический, синтаксический, стилистический), анализ текста в зависимости от аспекта рассмотрения объекта (культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой, комплексный) и др.
В педагогическом речеведении появилось новое понятие «речемыслительные умения», складывающееся из речевой способности, речевой готовности, речевого умения и речевого навыка (3,129). Работу необходимо строить поэтапно: вызов интереса, затем целеполагание, которое определяет речевую готовность, затем речь внутренняя выходит на уровень внешней речи.
Поскольку, речевое умение формируется во внешней речи, то задача учителя обсудить ЧТО говорить и КАК ученику выразить в тексте.
Эти этапы Антонова призывает проходить регулярно (вырабатывая рефлексию), что повлечет за собой формирование речевого навыка.
При акте слушания также главную роль играет мотивация, потому что в случае замотивированности при чтении или слушании адресант включает речевое умение переводить услышанное или прочитанное в свою внутреннюю речь. Внутренняя речь подвергает прочитанное осмыслению, для ребенка сложность состоит в том, что у него запас слов еще небольшой и нет навыка запоминать длинные предложения, поэтому учителю нельзя быть многословным, нужно пользоваться простыми предложениями, усложняя их по мере роста навыков учащихся. Новое знание требует многократного закрепления, которые связаны с рефлексией.
Е.С.Антонова рекомендует строить занятия, учитывая этапы обучения по П.Я.Гальперину (модель коммуникативно-деятельностной технологии):
ориентирование учащегося (цель, определение результата, средств;
исходя из предполагаемого результата, план действий: материал, способы, порядок операций;
выполнение учеником действий с проговариванием;
контроль (сравнение полученного результата с предполагаемым).
Таким образом, урок развития речи на основе анализа текста – весьма эффективный способ совершенствования речемыслительных способностей учащихся. Важно правильно использовать новые технологии в методике преподавания русского языка, ориентироваться на учащегося в выборе методов, способов и материалов. Так можно достичь главной цели – формирование языковой компетенции школьника.
Заключение и вывод
Итак, изучив вопросы методики развития речи на основе анализа текста, мы пришли к следующим выводам:
современная система преподавания русского языка в школе претерпела кардинальные изменения, в связи с изменившимися запросами государства, общества;
современная методика преподавания русского языка опирается на системно-функциональный и коммуникативно-деятельностный подходы, которые обеспечивают направленность обучения не только на передачу знаний, обучая правилам и пересказыванию, но и на включение речемыслительной деятельности ребенка, что способствует формированию компетенций учащегося (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой);
современная методика преподавания обладает массой способов организации урока развития речи; обязательным узловым моментом любого должен являться мотив, побуждающий ученика к действию (изучению, исследованию);
современная методика развития речи учащихся на уроках предлагает новые формы работы: эссе, рецензия, анализ, которые позволяют развивать речемыслительные возможности школьников, что является необходимостью реальности.
Преследуя задачи работы, мы охарактеризовали основные подходы в обучении связной речи учащихся на современном этапе; основные направления разработки компетентностного подхода к изучении русского языка в школе; уточнили виды анализа текста, выбрав для работы лингвистический анализ, составили конспект урока развития речи на основе данного метода.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт