Антропология свт. Григория Богослова | Пример курсовой работы

Антропология свт. Григория Богослова

Цель исследования – проанализировать антропологические воззрения святителя Григория Богослова.

Смерть святителя Василия Великого Григорий Богослов принял очень тяжело, несмотря на обиды и разногласия последних лет их дружбы. Это событие сблизило святителя с братом Василия Великого – Григорием Нисским. Этой дружбе не суждено было стать духовным союзом, как у Григория с Василием, однако обозначила их как единомышленников, которые, в случае могли заручиться поддержкой друг друга.
После восшествия на престол императора Феодосия, в отличие от предшественников покровительствовавшего православным, святителю Григорию Богослову предстоит выступить от имени всей православной общины в защиту чистоты вероучения. Он приглашён в Константинополь, где начинается один из сложнейших этапов его жизни – борьба за торжество православия. Через многое пришлось пройти святителю в этот период жизни: обличение в тритеизме, угрозы физической расправы, обвинения в убийстве, конфликт с Максимом-циником… Физические болезни и внутренняя настроенность склоняли святителя оставить кафедру и только мнение паствы, видевшей в Григории защитника вероучения, снова и снова удерживали его на поприще служения.
Участие святителя Григория во Втором Вселенском соборе отмечено катастрофической неудачей, которую он потерпел как сторонник врачевания раскола Церкви. После смерти Мелетия Антиохийского «председательство на Соборе было поручено Григорию. Он произнес длинную речь, в которой… обращался к участникам Собора с единственной целью – способствовать прекращению раскола и восстановлению церковного мира. Однако его предложения не встретили поддержки». Множество дополнительных причин, в том числе и догматических, вынудили святителя подать в отставку и покинуть Собор.
Последние годы своей жизни Григорий Богослов провёл на родине, «где Церковь оставалась без пастыря и была раздираема смутами. Это был корабль без кормчего среди разъярённого моря». Частые телесные недуги обуревали святителя, однако он обрёл то, чего искал и жаждал все минувшие годы – покой и уединение. Однако, он не прекращает литературную деятельность, которая обретает в этот период особые краски. Предчувствуя близкую кончину, святитель составляет «Завещание», в котором распоряжается родовым имуществом, составляет несколько собственных эпитафий.
Жизнь святителя Григория Богослова прошла в упорной борьбе: между своими желаниями и общественными (церковными) нуждами, между ересью и православием, между церковной властью и служением Богу. Во всех сферах своего служения святитель Григорий оставил свой след, поскольку его внутреннее осознание Бога как части своей жизни вело сквозь невзгоды и неудачи. Его служение – это служение-жертва, недаром Церковь прославляет его под наименованием «Великий», которое он заслужил своей искренностью, душевным стремлением к Богу, попечением о благе всей Церкви и каждого её отдельного члена.

Нами было проведено исследование антропологических взглядов святителя Григория Богослова. Попытка комплексного подхода к рассмотрению данного вопроса позволила изучить проблему понимания человека в богословском сознании святых отцов IV века более детально. Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд выводов:
Жизнь святителя Григория Богослова прошла под эгидой постоянной борьбы его внутренних (аскетических) стремлений и необходимостью служить во благо Церкви;
Литературное наследие святителя, обширное по количественному и тематическому показателю, соответствовало характеру и роду его деятельности в различные периоды жизни и явилось отражением его жизненного пути;
Христианское богословие IV века формировалось в условиях исторической и культурной смены формаций, а также борьбы за чистоту Божественного Откровения;
Антропологические взгляды святителя Григория Богослова представляли собой строгую систему православного исповедания, ощущавшую необходимость в более детальной проработке терминологического аппарата. Однако, понятие о месте человека в космогонии, цель его жизни, и путь к её осуществлению вывело христианское богословие на новый уровень бытия.
Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, цель достигнута. Материалы данного исследования можно использовать в перспективе написания дипломного исследования по патрологии.
Цель исследования – проанализировать антропологические воззрения святителя Григория Богослова.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!