Методика обучения монологической речи в рамках подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является изучение способов подготовки к монологическому высказыванию в рамках формата ЕГЭ.

Введение и актуальность


В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью (на родном языке) монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, в отличии от эллиптических предложений в диалогической речи, и, как правило, развернутым изложением мыслей.
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог-сообщение, монолог-рассуждение, монолог-описание, монолог-повествование, монолог-убеждение [7,43].
Все эти высказывание предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимися, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени, причинно-следственными, наречиями, выражающими последовательность, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов. Воздейственная функция монологической речи появляется особенно ярко в монологе-убеждении, монологе-побуждении.

Заключение и вывод


Актуальность представленной темы обусловлена интересом ученых к вопросам формирования иноязычной коммуникативной компетенции, или дискурса, поскольку главная цель обучения иностранному языку – развитие коммуникативных навыков учащихся.
Во все времена общение являлось неотъемлемой частью жизни людей. Сегодня в условиях глобализации экономики, политики и культуры, когда общение на уровне международных контактов пронизывает все сферы человеческой деятельности, оно приобретает первостепенное значение. Именно поэтому современная цивилизация выдвигает высокие требования к культуре общения и искусству владения устной и письменной речью. Общение может происходить как в устной, так и в письменной форме, однако принципы, на которых строятся разные виды общения одни и те же. Прежде всего, необходимо учитывать коммуникативную направленность высказывания (письменного или устного).
Современным языком международного общения является английский язык. Варианты коммуникативных заданий на уроках иностранного языка отбираются с учетом конкретной коммуникативной направленности высказывания, которая, в свою очередь, нацелена на развитие той или иной (или нескольких) видов речевой деятельности.
Главная цель обучения иностранным языкам в школе – обучение иноязычному дискурсу – коммуникации на иностранном языке, что включает в себя целый перечень языковых умений и навыков во всех видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении и аудировании (восприятии речи на слух). Говорение является продуктивным видом речевой деятельности. Говорение, т.е. создание письменного логико-языкового высказывания, требует владения языковыми средствами. Работа над формированием навыков аутентичного высказывания включает: 1) языковые единицы, их усвоение в виде навыков; 2) умение формировать и воспроизводить высказывание, пользуясь этими навыками.
Отбор содержания для обучения говорению должен строиться исходя, во-первых, из трудностей, связанных с требованиями грамматики, предъявляемыми к устной речи учащихся старшей ступени обучения, а также механизмом порождения устного высказывания.
На старшем этапе обучения необходимо сформировать навыки аутентичного высказывания на иностранном языке в формате ЕГЭ (Задания – 1 – чтение текста,2 – формулирование пяти вопросов,3- рассказ по фотографии, по плану,4- сравнение двух фотографий (по плану). За все правильно выполненные четыре задания начисляются 20 баллов (за 1 – 1, за 2 – 5, за 3 и 4 по 7 баллов).
На старшем этапе обучения необходимо сформировать навыки аутентичного монологического высказывания на иностранном языке – описание картинок, умение доказать и аргументировать главный тезис высказывания, умение задавать прямые вопросы, а также навыки чтения, работа над техникой чтения, интонацией и произношением.. Необходимость овладения устной речью на уровне intermediate обусловлена требованиями к ЕГЭ – единому государственному экзамену, который школьники сдают по окончании школы. ЕГЭ по английскому языку становится все более востребованным среди выпускников школ, поскольку знание иностранного языка является не только приоритетным моментом при поступлении в вуз, но и обязательным условием в современной обстановке модернизации среднего и высшего образования.
В ходе работы была достигнута цель данного исследования – рассмотрен процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения посредством монологического высказывания, а также изучены способы подготовки к монологическому высказыванию в рамках формата ЕГЭ.
Решены следующие задачи:
- определена сущность понятия «монологическая речь», «логико-языковое высказывание»
- изучены психолого-педагогические особенности обучения монологической речи
- рассмотрены пути обучения аутентичному монологическому высказыванию
- рассмотрены особенности функционально-познавательного подхода к обучению монологическому высказыванию на английском языке
- выявлены главные аспекты процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку
- проанализировано понятие иноязычной коммуникативной компетенции и определены критерии готовности к иноязычному дискурсу – дискурсивной компетенции – как части иноязычной коммуникативной компетенции

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ