Методика обучения изложению

Цели и задачи

Целью данной работы является получение теоретических и практических знаний и умений по методике обучения изложению.

Введение и актуальность


Программно-методическое обеспечение преподавания русского языка имеет определенный набор документов: образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый, профильный уровни), а также документы, регламентирующие преподавание русского языка.
В Федеральный перечень учебников выключены 13 линий параллельных учебников по русскому языку. Каждая линия ориентирована на программы, разработанные авторскими коллективами. Среди них:
- УМК под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой – с 1992 г.;
- УМК под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, П.А. Леканта – 1995 г.
Проведя сравнительный анализ УМК под редакцией Бабайцевой В.В. и Разумовской М.М. можно сказать, что оба учебно-методических комплекта соответствуют требованиям государственного стандарта.
Задачи общепредметные т.е. воспитание учащихся при помощи данного предмета, развитие логического мышления, обучение самостоятельному пополнению знаний, формирование общеучебных умений.
Задачи познавательные: формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке и т.д.
Задачи практические: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение литературными нормами русского языка, обогащение словарного запаса и т.д. [16.с. 32].
В приведенной таблице 2, подробно рассмотрен анализ УМК Бабайцевой В.В. и Разумовской М.М.
Таблица №2
Сравнительный анализ УМК Разумовской М.М., Бабайцевой В.В.
Категории оценивания УМК Бабайцевой В.В УМК Разумовской М.М.
Предмет Русский язык Русский язык
Издательство Издательство «Дрофа». Линия «Вертикаль» как продолжение учебной линии «Ритм». Издательство «Дрофа».
Авторский коллектив Под ред. Бабайцевой В.В.  Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др. Под ред. Разумовской М.М., С.И.Львовой, В.И.Капинос, П.А. Леканта.
Методические возможности Данный УМК предназначен для использования в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.
В УМК присутствуют традиционные принципы обучения русскому языку: принцип изучения морфологии на синтаксической основе, принцип усиления практико-правописной направленности, принцип развития связной речи.
В УМК введены такие условные обозначения, как: «Опорный материал», «Материал по развитию речи», «Контролируй себя!», «Ключ», «Задания для работы на компьютере» [18.с. 37].

Заключение и вывод


Как правило, речевые упражнения не дают эффекта в короткий срок. Над развитием речи необходимо работать систематично, это приведет к успеху. Речевые умения и навыки развиваются постепенно: малый успех приводит к большему, речь постепенно совершенствуется и обогащается.
Таким образом, работа по развитию речи – это многосторонняя деятельность учителя русского языка, которая направлена на овладение учениками не только теорией и орфографических навыков, но и умениями правильно произносить слова, уместно употреблять их в своей речи, уметь правильно строить связную речь. Обобщенно, развитие речи – это работа над речевой культурой устной и письменной речи учащихся, а также работа над развитием личности ребенка.
Совершенствуя речевые навыки, у учеников может повыситься успеваемость по другим школьным предметам. С развитой речью дети будут чувствовать себя при ответе на уроке более уверенно, смогут критиковать и анализировать свой ответ, слушать других и анализировать их ответ, а также адекватное восприятие точки зрения другого человека. Такие учащиеся положительно относятся к урокам русского языка, с удовольствием идут на уроки и, соответственно, хорошо занимаются.
Учитель играет важную роль на уроках русского языка. Его деятельность должна быть четко направлена на развитие самостоятельности школьников, их творческого потенциала, вовлечение их в процесс тесного сотрудничества с учителем, с товарищем по парте, и со всем классом.
Несомненно, важную роль в развитии речи учащихся играют сочинения и изложения. Обучение написанию изложений способствует выработке умений передавать своими словами воспринятый текст, чтоб позволит успешно выполнить один из видов заданий на ОГЭ в 9 классе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ