Методические идеи В.Г. Маранцмана и их применение в современной школе

Цели и задачи

Целью исследования выступает выявление сущности педагогических идей В.

Введение и актуальность


Принимая во внимание указанные особенности лирических произведений, можно сказать, что поэзия «манит читателя, как полет, но для полета нужно вырастить крылья», необходим соответствующий уровень развития умений и навыков приобщения к поэтическому чувству. Интерпретация лирических произведений представляет собой особую эстетическую деятельность, для успешной реализации которой требует сформированность ряда умений и навыков, соответствующий уровень литературного развития.
В свою очередь, под литературным развитием в современной методической литературе понимается «специальное нравственно-эстетическое развитие школьника, заключающееся в формировании читательских, литературных и литературно-творческих способностей»; «составляющая общего развития личности школьника в процессе литературного образования, связанная с обогащением его сознания смысловым, эмоциональным, интеллектуальным и рефлексивным опытом, владением базовыми понятиями и культурными универсалиями»; «сложное многоуровневое понятие, связанное с формированием разных сторон читательского восприятия школьника, его умений и способностей, обеспечивающих полноценное общение с литературным произведением и его автором».
Таким образом, на основании синтеза и обобщения приведенных подходов к пониманию категории, под литературным развитием школьника может пониматься длительный, систематический процесс целенаправленного педагогического воздействия, направленный на развитие читательских интересов, умений и навыков полноценного общения с литературными дискурсами посредством художественных текстов, а также результат этого процесса.
Как результат целенаправленного процесса, литературное развитие представляет собой сложное синтезное образование, в структуре которого можно выделить ряд составляющих включая следующие:
- умения дифференцировать художественные/ нехудожественно дискурсы, оценивать форму художественного произведения, вычленять его главную мысль;
- интерпретация и понимание художественного образа;
- «способность воспринимать словесно-художественные образы произведения на уровне конкретных представлений и на уровне образного обобщения»;
- эмоциональная чуткость к художественному слову;
- способность к сознательному, самостоятельному выбору книг для самостоятельной читательской деятельности;
- умения переживать катарсис, испытывать читательское сопереживание, овладение различными типами эмоционального сопереживания.
Уровень развития, сформированности как отдельных компонентов, так и всего комплекса умений, моделирующих высокий уровень литературного развития, во многом зависит от специфики литературы как учебной дисциплины, видов художественных текстов, которые используются в качестве инструментов для реализации литературного развития, и от особенностей реципиентов. Другими словами, в процессе обеспечения эффективного развития литературных умений посредством лирических произведений, характеризующихся проанализированными выше особенностями, следует учитывать не только специфику лирических дискурсов, но и возрастные, индивидуальные особенности их реципиентов.
Главная цель литературного развития это «не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства, освоение эстетических и психологических способов общения человека с искусством»; она заключается «в развитии психических процессов, составляющих структуру и обуславливающих сложную деятельность читательского восприятия, и шире — формирующих богатство и индивидуальное своеобразие личности читателя-школьника: наблюдательности и воображения, сферы чувств, логической и эмоциональной памяти, творческих литературных способностей».
Другими словами, главной целью литературного развития средствами лирических произведений выступает обогащение внутреннего мира личности, его всестороннее развитие, формирование социально одобряемой системы онирических аксиологических модусов, а, соответственно, оптимизация процессов социализации, интеграции личности в социум.
Вместе с тем, критерии достижения поставленной цели по сегодняшний день остаются спорными в современной научной литературе. В. Г. Маранцман в качестве основных критериев успешности литературного развития называет следующие:
Начитанность школьника, любовь к чтению, потребность в реализации читательской деятельности;
Актуальная для читателя-школьника социально-нравственная проблематика художественных дискурсов, умение выделять в текстах нравственно-идеологические проблемы, активность и адекватность оценивания прочитанного;
Объем историко-, теоретико-литературных знаний, школьника, умения и навыки их практической имплементации в процессе анализа произведения;
Уровни развития различных сторон читательского восприятия, включая эмоциональную отзывчивость (улавливание авторских чувств, активность читательских чувств, навыки эмоционального сопереживания), объективность и активность читательского воображения, постижение содержания произведения на репродуктивном (воспроизведение, пересказ, заучивание лирического произведения наизусть), аналитическом (установление причинно-следственных связей в мотивации поступков героев, вопросы к тексту произведения и пр.), синтезирующем (воспроизведение концепции произведения в целом), осмысление художественной формы на уроне детали и композиции;
Высокий уровень сформированности связанных с анализом художественного дискурса умений, включая следующие:
а) умение находить эмоционального лейтмотива, общего тона, настроения, что особенно актуально для лирических произведений;
б) проследить смену чувств лирического героя (героев);
в) определение стилистической окраски наррации;
г) сопоставление героев и ситуаций, выделение общности и отличий авторской позиции;
д) улавливать движение мысли автора от замысла произведения к его художественному воспроизведению, умения сравнивать различные варианты текстов произведения;
е) умения выделять общих свойств произведений одного жанра, выявлять индивидуально-авторское своеобразие произведения в рамках общего жанра;
6. Умения, способности связанные с литературно-творческой деятельностью читателя – школьника.
В то же время, уровень литературного развития, сформированности системы знаний, умений и навыков во многом зависит от возрастных, психологических и физических особенностей школьников, которые в обязательном порядке должны быть учтены в процессе организации и практической реализации литературного развития.

Заключение и вывод


Целью исследования выступало выявление сущности педагогических идей В. Г. Маранцмана, их роли в развитии теоретико-методологического обоснования и практике обучения литературе сегодня.
В процессе достижения поставленной цели был последовательно решён ряд актуальных задач:
была проанализирована история становления и развития научной школы В. Г. Маранцмана и его последователей. Указанная научная школа была основана в конце 60-70-х годов прошлого столетия на основании теоретического обоснования и экспериментального подтверждения теории школьного анализа, направленного на литературное и всестороннее развитие личности школьника. На протяжении истории своего существования научная школа внесла существенный вклад в развитие методики обучения литературы в школе, более того, благодаря представителям этого научного направления современная методологическая наука приобрела свой современный вид;
принимая во внимание широкий аспект проблематики, которая была детально изучена представителями научной школы, в рамках данного исследования было осуществлено выявление особенностей, специфики работы с лирическими произведениями, выявленной В. Г. Маранцманом и его последователями;
обращение к теоретическим трудам В. Г. Маранцмана позволяет сделать вывод, что в процессе работы по обучению литературе следует учитывать не только особенности литературного произведения, но и возрастные особенности обучающихся. Исследователь подчёркивает, что младшие подростки отличаются своеобразной эмоциональной «глухотой», их восприятие произведения основывается на понятийном содержании текста;
на основании анализа теоретической литературы. В практической части исследования была осуществлена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление особенностей восприятия школьниками 6 класса лирических произведений. Результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, позволили выявить достаточно низкий уровень сформированности читательских умений школьников, наглядно отобразили особенности восприятия, выявленные В. Г. Маранцманом;
на основании данных, полученных в процессе проведения опытно-экспериментальной работы, а также выявленных в теоретической части принципов, положений работы с лирическими произведениями в практической части работы была разработана методическая система, направленная на оптимизацию развития навыков работы с лирическими произведениями. В основе методической системы – положения, сформулированные В. Г. Маранцманом, сама система направлена на литературное развитие школьников, включает в себя дотекстовую, текстовую и послетекстовую деятельность. Кроме того, в соответствии с методическими рекомендациями учёного, реализация послетекстовой деятельности предполагает реализацию творческой деятельности – создание киносценария по материалам прочитанного лирического произведения;
разработанная система предполагает литературное развитие личности, формирование умений и навыков восприятия звуковой и идейной составляющей произведения. Кроме того, реализация творческой деятельности обеспечивает возможности организации групповой работы, развитию творческих способностей обучающихся. Другими словами, практическое использование разработанной методической системы обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, что обуславливает актуальность её применения в практике обучения, а также обращения к идеям, основным положениями, разработанным в трудах научной школы В. Г. Маранцмана в процессе оптимизации обучения литературе в школе, преодоления существующих недостатков литературного развития школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ