Математические экскурсии как средство развития познавательного интереса младших школьников

В учебном процессе экскурсия представляет собой один из методов наглядного обучения. В начальных классах школы проводятся как специальные математические экскурсии, так и экскурсии в природу, на производство. Математические экскурсии можно интегрировать с практическими работами на местности и на различных производствах имеют целью ознакомление детей:
— с различными видами измерений на местности, с простейшими измерительными приборами и практическим применением их. На этих экскурсиях дети учатся провешиванию прямых на местности, упражняются в измерении расстояний на глаз, в измерении расстояний до недоступных точек и др.;
— с построением на местности плоских геометрических фигур;
— с практическим, наглядным нахождением периметра и площади различных геометрических фигур;
— с геометрическими понятиями в окружающих нас предметах (прямая, отрезок, многоугольники, пространственные фигуры и др.)
— с понятиями скорость, время, расстояние;
— с понятиями цена, количество стоимость;
— с понятиями масса одного предмета, количество предметов, общая масса;
— с понятиями, описывающими труд людей различных профессий, и т.д.
Ученики начальных классов получают представление о прямой, знают, как прямую можно изобразить на листе бумаги или доске при помощи линейки и карандаша или маркера. На экскурсии их можно научить, как прямую можно отбить на бревне с помощью шнура, натёртого мелом, чтобы сделать ровный распил этого бревна. Дети знают, как проводят отрезки прямых, длина которых не превышает 5- 6 метров, ориентируясь в классной комнате, но как провести прямую на местности, если она проходит через две точки, расстояние между которыми превышает, скажем, 30м? Как измеряются большие расстояния на местности? Известно, что расстояния в десятки метров между какими — то точками на местности можно измерить правильно только при условии, если это измерение проводят по прямой линии [13, с.17].
Урок-экскурсия ставит целью развивать познавательный интерес, развивать кругозор учащихся, внимание, наблюдательность; развивать потребность применять на практике знания, умения и навыки; воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающему миру.
Перед проведением такого урока учитель подбирает место проведения экскурсии (озеро, парк, предприятие и т.д.) Далее обдумывается название экскурсии, т.к. даже названием можно заинтересовать учащихся, создать эмоциональный настрой.
Чтобы урок принёс пользу, перед проведением класс разбивается на группы и каждой группе предлагаются задания, вопросы, на которые они должны будут ответить после наблюдений, сбора сведений. Каждая группа, получив задание, идёт своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные и делая вычисления, если это необходимо. Группы отчитываются о своей работе перед учителем после экскурсии или на следующем уроке. К проведению урока –экскурсии можно привлекать родителей и консультантов – старшеклассников.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе возрос, что привело к развитию этого направления в педагогике и частных методиках. От создания инновационных форм урока школы переходят к созданию новых типов школ, активному внедрению в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Всё это необходимо для реализации идей ФГОС НОО и ответа на требования современного цифрового мира.
Таким образом, создание нетрадиционного обучения, в широком смысле, и нетрадиционного урока, в узком смысле, предлагает возможность для овладения школьниками приемами умственной деятельности и подготовки их к обучению в средней школе; осознанному выбору профессии и адекватному восприятию окружающего мира.
Итак, уроки-экскурсии, необычные по замыслу, организации, методики проведения, нравятся учащимся и создают позитивный мотивационный настрой в процессе обучения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ