диагностика развития слуховой памяти у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель данного исследования – изучить особенности слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Введение и актуальность


При исследовании памяти было выявлено, что образная память у глухих детей характеризуется осмысленностью. У таких детей процесс запоминания происходит через опосредуемую деятельность с одновременным анализом воспринятых объектов, т. е. происходит соотнесение уже ранее изученных и удержанных в памяти объектов с вновь воспринятыми [22].
В развитии зрительного восприятия заметна особая специфичность в том, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях наиболее яркие признаки, не всегда существенные. Таким образом, глухие дети в большей мере руководствуются бросающимися в глаза признаками и уже хуже выделяют важные значимые свойства.
Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение. Изображения предметов глухие дети запоминают недостаточно точно.
В настоящее время в детской психологии и педагогике проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка за счет подсознательной переработки поступающей информации [11].
Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребенка с нарушениями речи, большую роль играет развитие слуховой памяти.
Как считал Л. С. Выготский, в таких случаях память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У детей с нарушениями речи наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии слуховой памяти [7].
В основном старшие дошкольники с нарушением речи не в состоянии понять полное содержание некоторых текстов из-за недостаточно свободного владения словесной речью. Поэтому дети понимают все на промежуточном уровне, между пониманием и искаженным пониманием.
Слуховая память детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи отражает следующие особенности:
Дети характеризуются низким уровнем запоминая слов.
У дошкольников проявляется недостаточный объем слуховой памяти.
Дети с нарушением речи не способны правильно воспроизводить предложенный текст, искажая слова, нарушая структуру текста.
Также необходимо выделить проблемы сложности применения прослушанных слов, что также выступает одной из характеристик [16].
В процессе исследования особенностей слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи мы установили, что уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.
Основными методами коррекционной работы слуховой памяти в ряде исследований в специальной психологии выступают:
Арт–терапия в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание особенностей детей.
Упражнения с элементами арт–терапии способствуют:
– формированию представлений о ребенке;
– изучению и выражению своих чувств и эмоций;
– формированию позитивного самовосприятия;
– эмоциональному сближению;
– снятию психоэмоционального напряжения;
– развитию способностей к различным видам творческой деятельности [13].
2) Анализ литературы показал, что одним из наиболее эффективных видов арт–терапии является изотерапия (рисунок, лепка).
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами нарушения слуховой памяти.
Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
3) Игры. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями.
Итак, дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи имеют трудности в процессе запоминания необходимой информации, при этом они акцентируются в основном на объекты, которые ранее были ими запечатлены. Слуховая память детей характеризуется проблемами запоминания, воспроизведения прослушанных слов, при этом дети искажают многие слова, что детерминировано проблемами речевого развития.

Заключение и вывод

Память представляет собой познавательный процесс, состоящий из нескольких мнемических процессов, связанных между собой. Под слуховой памятью понимается вид памяти, который служит для запечатления, сохранения и последующего воспроизведения воспроизведением слуховых образов.
Особенности развития слуховой памяти детерминированы дошкольным периодом развития ребенка, поскольку именно в данный возрастной период отмечается интенсивное развитие слуховой памяти детей.
Особенности слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи характеризуются следующими аспектами:
- низкий уровень запоминания слов;
- недостаточный объем слуховой памяти;
- проявление проблемы искажения слов;
- сложность применения прослушанных слов.
Во второй части работы представлены научно-методические основы и результаты диагностического исследования слуховой памяти детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (4 девочки и 6 мальчиков). Возраст 5-6 лет.
Методиками исследования выступили:
Методика «10 слов» А. Лурия.
Цель – диагностика уровня развития слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев).
Цель – диагностика объема слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М. У. Калкинс).
Цель – диагностика объема долговременной слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
«Пиктограмма» (Т.Д. Марцинковская).
Цель – диагностика опосредованной слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
Методика «Воспроизведение рассказа» (Немов Р. С.)
Цель - диагностика слухоречевой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
В рамах проведенной диагностики было определено следующее:
Уровень развития слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи отличается тем, что у детей существуют проблемы в контексте запоминания слов, что указывает на недостаточный показатель сформированности слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
Показатели объема слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи имеют уровень ниже среднего – 90%. Дошкольники запомнили 3 - 6 слов при отсроченном воспроизведении. Ассоциативная способность 6 - 8 слов.
Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи имеют низкий показатель сформированности долговременной слуховой памяти – 60%. Данные указывают на то, что дети дошкольного возраста смогли воспроизвести от 0 до 3 предложенных пар.
Дошкольники смогли верно воспроизвести и изобразить от 0 до 4 пар слов, что свидетельствует о низком показателе сформированности слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи – 60%.
У детей сформирован средний уровень слухоречевой памяти – 60%. Дети с данным показателем воспроизводят часть рассказа, при этом местами отсутствует логика рассказа.
На основе полученных данных были разработаны рекомендации, отражающие особенности развития слуховой памяти старших дошкольников с нарушением речи.
Система работа по развитию слуховой памяти должна состоять из трех блоков:
первый блок – сказкотерапия;
второй блок – изотерапия;
третий блок – игровые методы.
По итогам диагностики следует определить, что гипотеза исследования нами была подтверждена, цель достигнута, а задачи реализованы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ