Малый бизнес в рыночной экономике: понятие, становление, проблемы.

Цели и задачи

целью данной курсовой работы является изучение становления и развития малого бизнеса и его влияния на экономику России.

Введение и актуальность


Можно сделать вывод о том, что в командной экономике малым бизнесом в стране было запрещено заниматься. Новаторы занимались в основном теневым бизнесом. И только в конце 80-х годов ХХ века малый бизнес приобрёл статус всеобъемлющего явления, его начали признавать как важнейший сектор экономической структуры государства.

Правовая основа малого бизнеса и его роль в экономике России
На каждом этапе становления и развития малого бизнеса происходили изменения в правовой основе этого экономического явления, принимались различные нормативно-правовые акты, такие как: Закон СССР «О кооперации СССР» от 26.08.1988 г. (создание условий для одной формы собственности - кооперативов), Положение об организации деятельности малых предприятий от 06.06.1988 г. (упрощение порядка создания и регистрации малых предприятий, которые получили статус юридического лица), Закон СССР «О предприятии СССР» от 04.06.1990 г. (равенство организационно - правовых форм предприятия, предпринимательство как инициативная деятельность граждан), Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 08.07.1990 г. (определение основные документов для государственной регистрации малых предприятий, льгот малому предпринимательству по налогообложению, амортизации), Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18.06.1991 г. (определение направлений государственной поддержки малого бизнеса в России), Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 г. (введение дополнительных льгот для малых предприятий), Постановление Совета Министров Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.1993 г. (государственная поддержка предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы; определение приоритетов развития малого бизнеса), Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в России» от 14.06.1995 г. (признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малых предприятий), Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. (введение понятия «микропредприятие», определение признаков субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ).
Все эти важные для малого бизнеса документы содержат его определённую правовую основу. В каждом из этих нормативно – правовых актов прописаны черты, признаки, сущность малого предпринимательства, и они в чёткой форме дают нам представление о становлении предпринимательства в стране.
О роли малого предпринимательства в нашей стране нам могут говорить доли валового внутреннего продукта (ВВП), доли национального дохода (НД), доли трудоспособного населения, доли малого бизнеса в экспорте продукции, доли налогов и их общая величина, которая поступает от малого бизнеса и многие другие показатели. С увеличением значений этих показателей возрастает роль малого бизнеса в РФ.
На практике малое предпринимательство начало действовать в полную силу с 1990 года. На начало 2003 года уже насчитывалось более 800 тысяч малых предприятий. Сегодня насчитывается около 2 миллионов малых предприятий (включая и микропредприятия), они создают 10-11% ВВП страны, в них занято больше 7,2 миллионов человек, а с учётом индивидуальных предпринимателей – 11 миллионов человек. Эти данные ниже уровня развитых зарубежных стран в 5 раз. Таким образом, в России далеко не полностью использован колоссальный потенциал для развития малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса способствует:
Созданию новых рабочих мест;
Внедрению новых товаров и услуг;
Удовлетворению нужд крупных предприятий;
Обеспечению специализированными товарами и услугами;
Изменению отраслевой структуры экономики;
Повышению экспортного потенциала страны;
Повышению культурно – технического уровня;
Активности и ответственности работников;
Формированию новых ценностей и идеалов;
Развитию благотворительной деятельности в России.

Заключение и вывод


Экономика каждой страны не может нормально развиваться без оптимального, рационального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.
В ходе курсовой работы было изучено влияние малого бизнеса на экономику России путём характеристики сущности малого бизнеса, выявления его исторического аспекта и правовой основы, изучения его роли в России.
С переходом нашего государства на рыночные отношения начал развиваться и малый бизнес, значимость которого в экономическом и социальном плане с каждым годом увеличивается, несмотря на то, что он находится в стадии становления, и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран мира. Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства.
В ходе курсовой работы были рассмотрены проблемы развития малого бизнеса в России и определены пути их решения путём системного анализа данных динамики экономических показателей и экспертных оценок учёных.
Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.
В ходе курсовой работы выводом к выявлению возможных путей решения проблем развития малого бизнеса стали намеченные перспективы российского предпринимательства. Перспективы развития малого предпринимательства свидетельствуют о том, что Россия стоит на пути укрепления своего экономического потенциала и усилению возрастающей роли бизнеса, а особенно малого.
В ходе курсовой работы были проанализированы и рассчитаны показатели функционирования хозяйственной деятельности: себестоимость изделий, прибыль предприятия, рентабельность продукции, цена производства на изделие. В ходе анализа были сделаны выводы по полученным результатам и даны факторы совершенствования хозяйственной деятельности малого предприятия по каждому показателю.
Малый бизнес является перспективным и развивающимся сектором предпринимательства, который способствует эффективному функционированию экономической системы страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ