Курсовая. Тема. Особенности набора персонала через государственные и негосударственные службы занятости.

Цели и задачи

Целью настоящей работы является характеристика особенностей набора персонала через государственные и негосударственные службы занятости.

Введение и актуальность


Деятельность ГСЗ регламентирует ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, а работодателям – в подборе необходимых работников. Правительством РФ перед ГСЗ поставлены следующие задачи:
- учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
- содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
- сохранение и организация новых рабочих мест; организация общественных работ;
- организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
- регистрация безработных; выплата пособий по безработице и т.п.
Современный рынок услуг по подбору персонала характеризуется постепенным снятием монополии государственных структур благодаря появлению на рынке трудовых ресурсов новых частных посреднических институтов: кадровых агентств, агентств по трудоустройству, рекрутинговых агентств и т.д., которые активно набирают силу и значимость. Отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность частных агентств, в рамках РФ не существует, однако Постановлением МПА ЕврАзЭС от 13.05.09 № 10-11 принят «Типовой проект законодательного акта о частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», в котором среди основных принципов деятельности частных служб декларируются:
- соблюдение равенства прав трудящегося-мигранта и гражданина государства местонахождения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства;
- обеспечение открытости процесса трудоустройства для соискателей;
- обеспечение конфиденциальности полученных персональных данных о работнике.
В процессе развития инфраструктуры частных посреднических институтов по трудоустройству сформировалась структура агентств, которую можно классифицировать по ряду признаков. Если в качестве критерия классификации использовать лицо, осуществляющее оплату услуги, то можно выделить следующие типы агентств:
1) частные агентства по трудоустройству;
2) частные агентства по подбору и отбору персонала;
3) кадровые агентства.
В первом случае частные агентства по трудоустройству получают доход от кандидатов на трудоустройство при подборе подходящей вакансии и трудоустройстве кандидата. Эти агентства, как правило, предлагают населению следующие услуги:
- помощь в составлении резюме; психологическое тестирование;
- занесение информации о кандидате в базу данных;
- размещение резюме в СМИ и в сети Интернет, рассылка резюме по компаниям;
- консультирование по методам поиска работы, прохождения собеседования в компании;
- профориентация; предоставление информации об имеющихся вакансиях рынка труда.
Во втором случае агентство занимается специализированным направлением работы с трудовыми ресурсами – рекрутингом, который представляет собой комплекс мероприятий, ориентированный на создание условий для заполнения вакансий у компании-заказчика, при этом услуги, предоставляемые агентством, оплачивает работодатель. Рекрутеры анализируют характер и особенности имеющихся вакансий, подготавливают перечень профессиональных и личностных требований к кандидату, размещают рекламные объявления, рассылают анкеты соискателям, проводят собеседование и тестирование с кандидатами. Существуют также и смешанные структуры, оказывающие платные услуги как соискателям, так и работодателям, обычно их называют кадровыми агентствами.
Следующим критерием классификации агентств может служить специализация в оказываемых услугах.
Однако наиболее перспективными являются универсальные агентства, занимающиеся подбором персонала на вакансии любого уровня. В комплекс услуг, которые предоставляют подобные агентства, входят:
1. Recruitment – подбор руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала.
2. Executive Search – поиск и подбор высококвалифицированных специалистов в сфере менеджмента.
3. Head-hunting – прямой поиск и подбор руководителей высшего звена путем выхода на известных в соответствующих кругах высококвалифицированных специалистов и обращения к ним с предложением о смене места работы.
4. Outplacement – целенаправленное трудоустройство персонала, увольняемого из компании-заказчика, в определенные сроки и на определенных условиях и др. Положительная роль частных агентств на рынке труда заключается в повышении информированности соискателей о свободных рабочих местах, содействии соискателям в поиске работы и создании «потока» кандидатов на вакансии. Основное отличие в деятельности частных агентств по трудоустройству от государственной службы занятости заключается в том, что частные структуры в первую очередь преследуют цель получения дохода от своей деятельности, поэтому клиенты частных агентств, как правило, более финансово обеспечены, имеют профессии, пользующиеся спросом на рынке труда, лучшую квалификацию, опыт работы и т.п. Следовательно, и базы вакансий частных кадровых служб превосходят базу государственной службы занятости качеством вакансий и полнотой информации, которую они предоставляют клиентам и работодателям.
Таким образом, частные структуры трудоустройства и рекрутинга персонала в значительной степени представляют на рынке труда интересы предпринимателей. Одной из предпосылок эффективной политики занятости в России является солидарная ответственность всех кадровых служб, как государственных, так и частных, осуществляющих свою деятельность на рынке труда. Одним из шагов на пути к достижению поставленной цели может стать формирование партнерских отношений между предпринимателями, государственными и коммерческими структурами, содействующими занятости, базирующихся на согласованности действий и сегментации рынка труда с учетом особенностей лиц, ищущих работу, и сложившейся структуры вакансий.
3. Создание партнерских отношений между работодателем и службой занятости

Заключение и вывод

В заключение проделанной работы важно отметить, что государственные и частные службы занятости являются наиболее эффективным источников набора кадров. Их совместная работа предполагает обеспечение безработных граждан постоянной занятостью и снижение уровня безработицы в целом.
Также важно отметить, что современный рынок труда в России характеризуется ростом количества частных служб занятости, однако в отличие от Государственной службы занятости, чья деятельность строго контролируется, деятельность частных служб занятости специальными законами не регулируется, не требует лицензирования, поэтому мониторинга качества предоставляемых услуг не производится. Растет риск обращения к агентствам, не компетентным в вопросах трудоустройства, большинство заказчиков и соискателей попадают в зону риска при обращении в агентства за помощью.
Статистика обращений позволяет сделать вывод, что сейчас многие российские компании уже осознали выгоды обращения в государственные службы занятости и специализированные агентства по подбору персонала. Анализируя развитие партнерских отношений между современными службами занятости и работодателей, можно сказать, что постепенно решаются проблемы безработных граждан, поэтому необходимо оказывать максимальную поддержку их деятельности на общегосударственном уровне.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ