Курсовая. Тема. Особенности набора персонала через государственные и негосударственные службы занятости.
Цели и задачи
Целью настоящей работы является характеристика особенностей набора персонала через государственные и негосударственные службы занятости.
Введение и актуальность
Деятельность ГСЗ регламентирует ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, а работодателям – в подборе необходимых работников. Правительством РФ перед ГСЗ поставлены следующие задачи:
- учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
- содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
- сохранение и организация новых рабочих мест; организация общественных работ;
- организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
- регистрация безработных; выплата пособий по безработице и т.п.
Современный рынок услуг по подбору персонала характеризуется постепенным снятием монополии государственных структур благодаря появлению на рынке трудовых ресурсов новых частных посреднических институтов: кадровых агентств, агентств по трудоустройству, рекрутинговых агентств и т.д., которые активно набирают силу и значимость. Отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность частных агентств, в рамках РФ не существует, однако Постановлением МПА ЕврАзЭС от 13.05.09 № 10-11 принят «Типовой проект законодательного акта о частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», в котором среди основных принципов деятельности частных служб декларируются:
- соблюдение равенства прав трудящегося-мигранта и гражданина государства местонахождения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства;
- обеспечение открытости процесса трудоустройства для соискателей;
- обеспечение конфиденциальности полученных персональных данных о работнике.
В процессе развития инфраструктуры частных посреднических институтов по трудоустройству сформировалась структура агентств, которую можно классифицировать по ряду признаков. Если в качестве критерия классификации использовать лицо, осуществляющее оплату услуги, то можно выделить следующие типы агентств:
1) частные агентства по трудоустройству;
2) частные агентства по подбору и отбору персонала;
3) кадровые агентства.
В первом случае частные агентства по трудоустройству получают доход от кандидатов на трудоустройство при подборе подходящей вакансии и трудоустройстве кандидата. Эти агентства, как правило, предлагают населению следующие услуги:
- помощь в составлении резюме; психологическое тестирование;
- занесение информации о кандидате в базу данных;
- размещение резюме в СМИ и в сети Интернет, рассылка резюме по компаниям;
- консультирование по методам поиска работы, прохождения собеседования в компании;
- профориентация; предоставление информации об имеющихся вакансиях рынка труда.
Во втором случае агентство занимается специализированным направлением работы с трудовыми ресурсами – рекрутингом, который представляет собой комплекс мероприятий, ориентированный на создание условий для заполнения вакансий у компании-заказчика, при этом услуги, предоставляемые агентством, оплачивает работодатель. Рекрутеры анализируют характер и особенности имеющихся вакансий, подготавливают перечень профессиональных и личностных требований к кандидату, размещают рекламные объявления, рассылают анкеты соискателям, проводят собеседование и тестирование с кандидатами. Существуют также и смешанные структуры, оказывающие платные услуги как соискателям, так и работодателям, обычно их называют кадровыми агентствами.
Следующим критерием классификации агентств может служить специализация в оказываемых услугах.
Однако наиболее перспективными являются универсальные агентства, занимающиеся подбором персонала на вакансии любого уровня. В комплекс услуг, которые предоставляют подобные агентства, входят:
1. Recruitment – подбор руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала.
2. Executive Search – поиск и подбор высококвалифицированных специалистов в сфере менеджмента.
3. Head-hunting – прямой поиск и подбор руководителей высшего звена путем выхода на известных в соответствующих кругах высококвалифицированных специалистов и обращения к ним с предложением о смене места работы.
4. Outplacement – целенаправленное трудоустройство персонала, увольняемого из компании-заказчика, в определенные сроки и на определенных условиях и др. Положительная роль частных агентств на рынке труда заключается в повышении информированности соискателей о свободных рабочих местах, содействии соискателям в поиске работы и создании «потока» кандидатов на вакансии. Основное отличие в деятельности частных агентств по трудоустройству от государственной службы занятости заключается в том, что частные структуры в первую очередь преследуют цель получения дохода от своей деятельности, поэтому клиенты частных агентств, как правило, более финансово обеспечены, имеют профессии, пользующиеся спросом на рынке труда, лучшую квалификацию, опыт работы и т.п. Следовательно, и базы вакансий частных кадровых служб превосходят базу государственной службы занятости качеством вакансий и полнотой информации, которую они предоставляют клиентам и работодателям.
Таким образом, частные структуры трудоустройства и рекрутинга персонала в значительной степени представляют на рынке труда интересы предпринимателей. Одной из предпосылок эффективной политики занятости в России является солидарная ответственность всех кадровых служб, как государственных, так и частных, осуществляющих свою деятельность на рынке труда. Одним из шагов на пути к достижению поставленной цели может стать формирование партнерских отношений между предпринимателями, государственными и коммерческими структурами, содействующими занятости, базирующихся на согласованности действий и сегментации рынка труда с учетом особенностей лиц, ищущих работу, и сложившейся структуры вакансий.
3. Создание партнерских отношений между работодателем и службой занятости
Заключение и вывод
В заключение проделанной работы важно отметить, что государственные и частные службы занятости являются наиболее эффективным источников набора кадров. Их совместная работа предполагает обеспечение безработных граждан постоянной занятостью и снижение уровня безработицы в целом.
Также важно отметить, что современный рынок труда в России характеризуется ростом количества частных служб занятости, однако в отличие от Государственной службы занятости, чья деятельность строго контролируется, деятельность частных служб занятости специальными законами не регулируется, не требует лицензирования, поэтому мониторинга качества предоставляемых услуг не производится. Растет риск обращения к агентствам, не компетентным в вопросах трудоустройства, большинство заказчиков и соискателей попадают в зону риска при обращении в агентства за помощью.
Статистика обращений позволяет сделать вывод, что сейчас многие российские компании уже осознали выгоды обращения в государственные службы занятости и специализированные агентства по подбору персонала. Анализируя развитие партнерских отношений между современными службами занятости и работодателей, можно сказать, что постепенно решаются проблемы безработных граждан, поэтому необходимо оказывать максимальную поддержку их деятельности на общегосударственном уровне.
Также важно отметить, что современный рынок труда в России характеризуется ростом количества частных служб занятости, однако в отличие от Государственной службы занятости, чья деятельность строго контролируется, деятельность частных служб занятости специальными законами не регулируется, не требует лицензирования, поэтому мониторинга качества предоставляемых услуг не производится. Растет риск обращения к агентствам, не компетентным в вопросах трудоустройства, большинство заказчиков и соискателей попадают в зону риска при обращении в агентства за помощью.
Статистика обращений позволяет сделать вывод, что сейчас многие российские компании уже осознали выгоды обращения в государственные службы занятости и специализированные агентства по подбору персонала. Анализируя развитие партнерских отношений между современными службами занятости и работодателей, можно сказать, что постепенно решаются проблемы безработных граждан, поэтому необходимо оказывать максимальную поддержку их деятельности на общегосударственном уровне.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт