Доходы бюджетов субъектов РФ, пути их роста

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть сущность и структуру доходов региональных бюджетов.

Введение и актуальность


Основной формой финансовой поддержки регионов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая направлена на сглаживание противоречий между обязательствами региональных органов государственной власти по обеспечению установленного качества бюджетных услуг и значительным неравенством их возможностей. Но и здесь субъекты РФ сталкиваются с некоторыми проблемами.
Так, финансовая помощь регионам предоставляется в соответствии с понятной для общественности методикой, которая включает такие факторы, как численность населения, бюджетные доходы и расходы региона, душевые доходы в среднем по России. Однако сама эта методика не стимулирует регионы к экономическому развитию.
К тому же методика распределения дотаций на сбалансированность неустойчива, непредсказуема, поскольку характер влияния изменений в федеральном законодательстве на бюджетную обеспеченность регионов ежегодно меняется.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, который субъект может получить в финансовом году, зависит от индекса налогового потенциала. И чем выше этот индекс, тем выше его уровень бюджетной обеспеченности, а значит, в процессе выравнивания он получит меньший объем финансовой помощи. В результате от развития собственной экономики и расширения налоговой базы регион может не только не выиграть, но и проиграть.
Очевидно, что современная методика распределения финансовой помощи регионам не учитывает резкой дифференциации территориальных бюджетов в обеспечении финансовыми ресурсами из-за специфики природно-географических условий, демографической ситуации, транспортно-географического положения, социально-экономического развития и т. д.
Важно , а также необходимо отметить, что перед выравнивающими механизмами не ставится задача полного нивелирования региональных бюджетных различий. Выравнивание не должно никак ограничивать функции региональных и местных властей, как-либо вторгаться и мешать отражению местных особенностей в их бюджетной политике.
Нельзя забывать и о том, что федеральные трансферты не смогут решить всех проблем при ограниченных доходах регионального бюджета.
Резкое увеличение их объёма - одна из антикризисных мер, постепенно сходящая на «нет». Сокращение трансфертов не затронет только дотации на выравнивание, так как они защищены Бюджетным кодексом.
При этом в госпрограмме РФ «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» от 15 апреля 2014 г. № 310 провозглашён курс на снижение зависимости бюджетов субъектов РФ от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и повышение самостоятельности их органов исполнительной власти.
Вопросом для обсуждения остаётся равномерность предоставления федеральных трансфертов в течение года и утверждение субсидий каждому региону законом о бюджете.
На практике бюджетные проблемы регионов связаны не только с медленным ростом собственных доходов (а в ряде регионов - и сокращением) и уменьшением федеральных трансфертов, но и с возросшими расходными обязательствами, возникшими в связи с необходимостью исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596606.
Новые федеральные мандаты, предписывающие регионам наращивать расходы определённого вида, уже оказали влияние на структуру расходов региональных бюджетов: увеличились расходы на «человеческий капитал», прежде всего, по разделам «Образование» и «Здравоохранение».
Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации с региональными бюджетами, несмотря на то, что субъекты пытаются найти приемлемые способы экономии по расходам, прибегают к привлечению кредитов и размещению облигаций для финансирования дефицита.
Безусловно, для целого ряда регионов бюджетные проблемы окажутся трудно разрешимыми.
К тому же сейчас регионам приходится решать проблемы с долговыми обязательствами, в том числе бюджетными кредитами, привлеченные в период кризиса.

Заключение и вывод

В 2019 бюджетный год субъекты РФ войдут со старыми нерешенными проблемами.
Главные из них – это несбалансированные консолидированные бюджеты, существенная долговая нагрузка и так называемые не финансируемые мандаты – не финансируемые из федерального центра переданные регионам расходные полномочия. При этом имеющиеся у них доходные источники – собственные доходы и межбюджетные трансферты из федерального бюджета не в полной мере обеспечивают их расходные обязательства.
В сфере межбюджетного регулирования правительство РФ заявляет о продолжении реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга и дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с одной стороны, и расширение доходной базы и стимулирование экономического развития с другой.
Теоретический посыл на первый взгляд верен и не вызывает сомнения. Однако его исполнение и применяемый при этом инструментарий не вызывает большого оптимизма у региональных властей.
Проект представленного бюджета в части межбюджетных отношений не решает проблемы сбалансированности региональных бюджетов. В течение трех лет в нем ежегодно запланировано снижение межбюджетных трансфертов. В 2018 году их выделение уменьшено на 3,2% к уровню 2017 года, в том числе субсидии – на 7,1%, субвенции – на 11,9%, иные межбюджетные трансферты – на 19,7%. Рост на 3,3% запланирован лишь по дотациям.
Существенное влияние на сбалансированность бюджета оказывает передача в последние 10 лет расходных обязательств с федерального уровня на уровень субъекта.
При этом если в первые годы финансовое обеспечение целиком или частично осуществлялось из федерального бюджета, то в последующем доля расходов региональных бюджетов на финансирование федеральных полномочий неуклонно возрастала.
К примеру, если в 2011 году в Орловской области из 95,4 млн. рублей на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье 29,9 млн. рублей расходов осуществлялось за счет субвенции из федерального бюджета, то с 2012 года данные расходы в полном объеме – 99,7 млн. рублей осуществлялись за счет средств областного бюджета, а в 2018 году эта сумма увеличилась уже до 158,0 млн. рублей.
Таким образом, расходы областного бюджета выросли более чем в 2,5 раза.
Аналогичная ситуация по финансированию деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 1 января 2005 года, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, льготного лекарственного обеспечения населения в части «федеральных льготников».
Все это приводит к тому, что регионалы вынуждены отрывать финансовые ресурсы от исполнения своих обязательств и передавать их на финансирование федеральных полномочий. В условиях нехватки средств, субъекты РФ вынуждены наращивать заимствования по максимальному пределу, допустимому Бюджетным кодексом и соглашениями с Минфином РФ, чтобы погасить дефициты своих бюджетов. А это, как цепная реакция, увеличивает государственный долг субъектов РФ и дисбаланс их бюджетов.
Мы считаем, что в нынешних условиях необходимо аккуратно относится к выбору методов сокращения дефицита, чтобы не усугубить уже существующую ситуацию. Если учесть, что стратегия бюджетных кредитов вводилась для замещения дорогих коммерческих займов, то такая мера как заимствование денег у банков и фирм вряд ли может быть рациональной и эффективной.
Помимо этого, важно учитывать современную политическую и социальную обстановку. Ужесточение налогообложения вообще может быть не всегда возможно в силу финансовых возможностей общества и готовности принятия таких мер. Кроме того, увеличение ставки налогов сказывается и на инвестиционной привлекательности, и на предпринимательской активности. В итоге это может привести к сокращению производства и переходу части экономики в тень, что абсолютно не допустимо в условиях кризиса .
Таким образом, можно сделать определенный вывод , что проблема дефицита бюджетов регионов не остается без внимания правительства. Меры по ее решению разрабатываются и принимаются, однако их эффективность можно будет оценить лишь спустя некоторое время.
Таким образом, бюджетная система в широком смысле — это вся совокупность категорий и элементов, так или иначе связанных с формированием и функционированием бюджетов различных уровней, включая соответствующие принципы и организационные, а также правовые основы построения. В более суженном смысле — это структура бюджетов различных уровней.
Помимо этого, бюджетную систему можно понимать и вовсе в несколько другом смысле, более отстраненном например - как финансово-экономическую основу адекватного функционирования российского государства и как одну из составляющих его финансовой безопасности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ