Формирование коммуникативных УУД внеурочной деятельности

Цели и задачи

Цель исследования: определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.

Введение и актуальность


Анализ научно-методической литературы по проблеме коммуникативной культуры младших школьников позволяет сделать вывод о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязь с окружающим его природным, предметным и социальным миром.
Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы: формирование коммуникативных универсальных учебных действий развивает умение ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В начальной школе успехи в формировании коммуникативных УУД во многом определяют результаты обучения школьника по всем учебным предметам, а также обеспечивают успешность пребывания младшего школьника в социуме.

1.3 Внеурочная деятельность и ее роль в формировании универсальных учебных действий школьников

Заключение и вывод


Проведенное исследование целью, которого было: определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку, позволяет сделать следующие выводы.
1. Формирование у учащихся универсальных учебных действий сегодня становится одной из главных задач общеобразовательной школы. В своей совокупности эти действия должны обеспечить учащимся возможность успешного освоения новых знаний и умений, возможность саморазвития и самосовершенствования. Основными видами универсальных учебных действий являются: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные действия. Их формирование достигается путем интеграции всех предметных областей, а также интеграцией урочной и внеурочной деятельности.
2. Коммуникативные УУД позволяют достичь следующих результатов в развитии младшего школьника:
-обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера;
-планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
-уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
3. Роль внеурочной деятельности в процессе формирования УУД и, в том числе, формирования коммуникативных действий определяется ее влиянием на процесс развития личности ребенка. Именно внеурочная деятельность помогает создать необходимые условия для разностороннего развития ребенка, получения им социального опыта, воспитания навыков коммуникации и сотрудничества.
Множественность направлений и разнообразие форм внеурочной деятельности позволяют учесть индивидуальные потребности каждого ребенка, что делает саму деятельность более привлекательной и полезной для учащихся.
4. Во процессе внеурочной деятельности по русскому языку используются различные средства обучения, обеспечивающие формирование коммуникативных УУД. Наиболее эффективными являются такие формы работы, как: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания группам, обсуждение участниками своего действия, работа в парах, дидактические игры, проектные задачи. Для успешного формирования коммуникативных УУД младших школьников целесообразно использование таких технологий, как технология сотрудничества, технология деятельностного метода.
5. Каждый педагог, решая задачу формирования коммуникативных действий, ищет свои способы организации внеурочной деятельности по русскому языку. Используя в своей практике различные формы группового взаимодействия (работу в больших и малых группах, в парах), формы групповых занятий (игры, репетиции, упражнения, тренинги, мастер-классы и др.), вовлекая детей в различные виды деятельности, педагоги создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок смог не только проявить себя, но и почувствовать себя членом коллектива, учась сотрудничеству и взаимопониманию.
6. Нами была разработана программа внеурочной деятельности по русскому языку с использованием использование групповых и мелкогрупповых формы организации деятельности (импровизаций в парах, театральных этюдов), создание проблемных ситуаций, при которых учащиеся учатся воспринимать чужое мнение, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры, вовлечение учащихся в различные виды коллективной деятельности посредством общей идеи, а также создание благоприятной атмосферы в коллективе обеспечивает успешность процесса формирования у учащихся коммуникативных УУД.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ