Курсовая Проблема творчества и роль воображения в процессе познания.

Цели и задачи

цель данной работы, которая заключается в изучение воображения и творчества в процессе познания.

Введение и актуальность


Диалектический материализм отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не творчества, которое всегда предполагает бытие и действие творца - субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологические формы и предпосылки творчества имеются и у высших животных, но своё специфическое выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.
Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.
Наряду с объективной обусловленностью творческого процесса большое значение имеют и субъективные факторы, прежде всего внутренняя мотивация личности, наличие продуктивного воображения, развитой фантазии, в воспитании которой существенную роль играет искусство.
Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки. Некоторые крупные естествоиспытатели выделили в этих самоотчётах несколько стадий в творческом процессе от зарождения замысла до момента, когда в сознании возникает новая идея. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в творческом процессе дополняют друг друга. Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания, которые первоначально главным образом и описывались в психологии. Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, «озарение», неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации творческого процесса. На примере открытия Д.И. Менделеевым периодического закона Кедров показал, что анализ продуктов и «субпродуктов» (неопубликованных материалов) творчества позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим учёным [7]. При этом личностные механизмы творчества могут быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией.

Заключение и вывод


Объектом нашего исследования было воображение и творчество. Мы стремились выявить его место и роль в структуре познания. Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.
Воображение есть способность субъекта продуцировать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем, что прямо ему не дано. Основания для возникновения и развития воображения раскрываются при анализе процесса целеполагания. Выдвижение целей, целеполагание и воображение взаимосвязаны. Прежде чем создать что-либо, субъект предваряет результат идеально в виде плана. В цели зафиксировано значение создаваемого. Воображение формируется как познавательная деятельность, позволяющая субъекту осуществлять целеполагание. 
Действительная природа воображения понимается как форма отражения действительности. Воображение - это образ предметов и явлений, которые ранее частично или полностью не воспринимались человеком. Основная его функция состоит в преобразовании опыта в соответствии с целями, задачами и потребностями человека. Характерная черта воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, протекающим при активной деятельности субъекта и подчиненным осознаваемой задаче - научной, художественной, практической. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, необходимо соблюдение субъектом ряда ограничительных условий.
В самом широком смысле воображение можно определить, как процесс преобразования наглядных образов на основе логических понятий и формирования образов ранее частично или полностью не воспринимавшихся явлений. Особенность структуры воображения состоит в том, что в нем обязательно имеет место органическое единство чувственного и логического моментов. Поскольку функции воображения состоят в конструировании идеального объекта, оно (воображение) включает в себя логическую деятельность. Воображение существует в связи с наглядным образом при ведущей роли мышления, которое рассматривается как программа, определяющая течение процесса преобразования наглядного образа.Воображение выступает как познавательная деятельность, осуществляемая на основе мысленной программы, фиксирующей цели и задачи субъекта и позволяющей формировать как наглядные образы, так и понятия посредством синтеза чувственного и логического.
Деятельность воображения связана проблемной ситуацией. Ее разрешение состоит в создании некоторого предвосхищения искомого решения путем построения гипотез, планов. Важные функции принадлежат здесь воображению, выступающему средствам формирования нового знания.Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую. Эти эвристические функции воображения исследуются в работе на ряде процедур научного познания: гипотезе, наглядном моделировании, умственном эксперименте.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ