Курсовая: Формы и методы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть формы и методы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Введение и актуальность


Дети - наиболее уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в молодом возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками с дорожной тематики заключается в одновременном решении следующих задач:
- 1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
- 2. обучения дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую рабо-та, что позволяет в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
- 3. формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей.
Однако вопрос по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильном поведении в общественных местах предполагает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую программу воспитания должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке позитивных, устойчивых навыков безопасного поведения на улице. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- • через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. Д .;
- • в процессе специальных развивающих и обучающих занятий с дорожной тематики.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. Д.). Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.
Воспитывать детей нужно постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки при выполнении задач в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. По дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных дорожных ситуаций.
Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников без посредственно правил дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых навыков безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Заключение и вывод

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В группе создается уголок безопасности дорожного движения.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используются:
-атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
-разные картинки, кубики, мозаики;
-плакаты;
-сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
-атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
-дорожные знаки.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения также используются настольно-печатные игры.
С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение года можно проводить целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры
Нужно обращать внимание на разные погодные условия, из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).
На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и, предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.
Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.
В работе с родителями можно использовать:
- информационные стенды, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.
-мастер-классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).
Обязательно информировать родителей о том какая работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала давать детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объяснить родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ