Куклотерапия как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта. Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и коррекционной работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. Ведь ребенок с помощью куклы должен научиться говорить.
Следующий этап — изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. Ребенок учиться планировать свои действия и словесно их выражать.
Важно самим включиться в процесс создания — это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы очень важно поддерживать беседу, а при затруднениях — помогать, если ребенок не справляется сам.
Второй этап — знакомство с куклой и ее возможностями. Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Третий и последующий этапы — заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем. А это может быть развитие понимания речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и другие коррекционные задачи в зависимости от структуры имеющегося дефекта у ребенка.
При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству.
Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок — педагог.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ